Убийца конки и спаситель бюджета: каким был первый трамвай в России?

Это сейчас электрокары никого не удивляют, а более века назад электричество на транспорте началось с трамваев. 26 марта 1899 года по Москве пошел первый трамвай. Чудо-транспорт поначалу собирал толпы зевак и не сразу пользовался доверием и популярностью жителей. «Моя энергия» рассказывает, как конки пытались вытеснить с улиц «электрическую машину» и как трамваи помогли казне Петербурга.

Родина трамвая

Первый в России прототип трамвая появился в Петербурге в 1880 году. Инженер Федор Пироцкий создал его на территории Рождественского вагонного парка, в Дегтярном переулке, который тогда обслуживал линии городской конки — вагона, который по рельсам везли лошади. Там была построена небольшая электростанция, а 85 метров рельсов переоборудованы под новые, «трамвайные» требования.

Надо ли говорить, сколько эмоций испытали наблюдатели, следившие за экспериментом: синий вагон двигался «сам», без лошадей, поворачивал на кольце и возвращался обратно. И все это -— со скоростью 10-12 км/ч! Газеты тогда написали, что вагон тянет вперед «электрическая сила». Жаль, но первым в мире изобретателю трамвая Пироцкому так и не удалось стать. Раньше свое изобретение запатентовал Вернер фон Сименс, «подарив» Берлину трамвайное движение в 1891 году.

Еще один трамвай, созданный в Российской империи, протестировали в Киеве 2 мая 1892 года. А 20 мая 1896 года запуск трамвая состоялся в Нижнем Новгороде. Стартовый маршрут оказался длиной 4 км. Первый трамвай напоминал конку — в начале 1900-х годов это был самый популярный транспорт в российских городах. В электротранспорте вагончики тоже были простые, как правило — с открытыми площадками сзади и спереди, без окон и дверей, а места для пассажиров располагались вдоль, как сегодня в метро. Кабины у водителя как таковой не было: он просто стоял в передней части вагона, за «пультом управления». В целом, трамвай был тем же транспортом, только без привычных лошадей. Двигался такой трамвай со скоростью 20 км/ч — но по тем временам это считалось «с ветерком». Конечно, поначалу жители города катались на трамваях больше для развлечения, но потом стали использовать этот транспорт и по необходимости.

Палки в колеса

Запуск трамвайного движения в сегодняшней столице закатов — Нижнем Новгороде — приурочили к Всероссийской промышленной и художественной выставке, которую посетил в том числе и император Николай II. После этого трамваи медленно, но верно стали захватывать российские города. Новый транспорт появился в Витебске, Одессе, Казани, Твери.

На улицы Петербурга и Москвы трамвай пришел намного позже — все из-за конкуренции с конками. Владельцы конок, а это были как частные компании, так и АО, козыряли своими правами на устройство «конно-железных дорог» и тем, что закон на их стороне. Выданные конкам лицензии запрещали городским властям в течение 50 лет без их согласия использовать на улицах какой-либо другой вид транспорта. А трамваи как раз угрожали такой монополии, и конки старались отстрочить «пришествие» трамвая в города.

В результате москвичи смогли пересесть на трамвай только в 1899 году — 26 марта состоялся запуск трамвайной линии. Позже специально для электроснабжения нового городского транспорта в Москве зимой 1907 года ввели в эксплуатацию отдельную трамвайную электростанцию на Болотной набережной, сейчас она известна как МОГЭС-2. Станция работала на донецком угле и производила ток напряжением 6600 В с частотой 25 Гц, который поступал на девять подстанций в разных районах города. На подстанциях переменный ток превращался в постоянный напряжением 600 В, который и питал трамвайную сеть. К 1912 году трамвайная электростанция была расширена — кроме транспорта энергию от нее стали получать предприятия и другие здания.

Выгодная ивестиция

Прошло еще 27 (!) лет после тестирования первого в России трамвая, прежде чем в Петербурге – на его родине – открыли трамвайное движение. По улицам города чудо-транспорт проехал только 29 сентября 1907 года. Церемония была торжественной: «пилотным» вагоном управлял лично знаменитый инженер и энергетик Генрих Графтио, один из авторов проекта нового общественного транспорта. Маршрут пролегал от Адмиралтейства через Благовещенский мост до Большого проспекта Васильевского острова.  

Для организации трамвайного движения была построена Центральная электрическая станция на Атаманской улице и пять трансформаторных подстанций, которые превращали трехфазный ток в постоянный. Станции были, как в Москве, разбросаны по городу и находились в центре, на Петроградской стороне и на Васильевском острове.

Сначала жители столицы тоже не доверяли «электрической машине», считая ее опасной, но скоро смирились. Вскоре этот вид транспорта стал в городе основным – и любимым.  Уже через год у петербуржцев было 9 маршрутов общей длиной 58 км, а к 1917 году длина путей перевалила за 200 км. Бытует мнение, что именно трамваи принесли городу прибыль, которая помогла избавиться от дефицита казны.