Тепловая капсула для авто и «бетон» из золошлака: дайджест «Моей энергии»

В России придумали тепловую капсулу для отогрева авто. Из золошлака от ТЭС будут строить дома. Ветрогенераторы оказались безопасными для птиц. Главные новости отрасли за неделю — в дайджесте «Моей энергии».

С заглохшими в мороз машинами будет покончено: в России придумали переносную тепловую капсулу

В России ученые запатентовали переносное устройство, которое позволяет поддерживать оптимальный температурный режим для работы двигателя авто на морозе. Изобретение особенно актуально в северных районах страны, где из-за экстремальных морозов поездки на авто становятся опасными, а часто даже невозможными.

Ученые из Северо-Восточного федерального университета связали воедино два изобретения, которые были запатентованы ранее — переносной газовый обогреватель и мобильное быстровозводимое устройство для установки защитного чехла из ткани. При работе переносного газового обогревателя температура внутри капсулы увеличивается от −50°С до «плюса» за 45 минут. До +15 °С устройство разогревается за 1 час 25 минут.

Конструкцию легко собирать и разбирать. При этом авторы предусмотрели момент для безопасного вывода угарного газа — с этой целью установку снабдили теплообменной вентиляционной плитой.

Интересно, что в качестве топлива можно применять не только природный, но и биогаз. Он обеспечивает работу без сбоев в морозы. Устройство помогает любой технике функционировать длительное время на минусовой температуре. Капсула, по словам авторов изобретения, будет полезна для дальнобойщиков, охотников и рыбаков, а также автолюбителей.

Ставрополье еще больше позеленеет: в регионе построят новые ВИЭ

Ставропольский край прирастает новыми «зелеными» источниками энергии. В ближайшем будущем ПАО «Лукойл» построит здесь новый ветропарк и солнечную станцию — на территории невинномысской ГРЭС.

«Компания „Лукойл“ пришла на крупнейшую электростанцию — невинномысскую ГРЭС. Сегодня она действует, выдает электроэнергию. Имеются планы дальнейшей реконструкции солнечной электростанции», — отметил в ходе встречи с главным исполнительным директором ПАО «Лукойл» Вадимом Воробьевым губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров.

Ветропарк, как ожидается, будет развернут к 2025 году, а солнечную станцию планируется построить за 1-1,5 года.

Найден способ делать стройматериалы из золошлаковых отходов

Все чаще отходы становятся сырьем для чего-то нового. Вот и золошлакам придумали вторую жизнь — причем в России.

Проект изготовления строительных материалов из отходов на ТЭС стал победителем конкурса Startup Tour 2023 в Красноярске. Это масштабный федеральный проект, цель которого — найти инновации среди идей отечественных стартаперов и вдохнуть в задумки жизнь. «Технология импортоопережающего изготовления строительных материалов без применения портландцемента (из золошлаковых отходов теплоэнергетики)» Александра Гаранина стала лучшей в номинации «Индустриальные и энергетические технологии».

Проект решает проблему угольных золошлаковых отходов, которые образуются из сгорания угля для производства электроэнергии и тепла на ТЭС и в котельных, а затем в огромных количествах скапливаются на золоотвалах. Технология позволяет получить прочный материал для строительства без использования коммерческого цемента.

«Мы используем только отходы производства теплоэнергетики. Нам удалось добиться такого качества материала, который сопоставим с классом тяжелого бетона», — рассказал автор разработки.

Всего заявки на участие в региональном этапе конкурса в Красноярске подали 69 авторов проектов. Эксперты отобрали 20 самых интересных и перспективных. Победителей ждут на конференции для технологических предпринимателей Startup Village, которая пройдет в «Сколково» в мае. А вот есть ли у технологии будущее — покажет время.

В Мурманской области оцифровали систему планирования мощности для ГЭС

На Серебрянской ГЭС-15 в Мурманской области энергетики ввели в эксплуатацию модернизированную информационно-управляющую систему, которая контролирует доставку плановой мощности к гидроэлектростанциям.

Умная система, или СДПМ, установлена на Серебрянской ГЭС-15 с мощностью 201 МВт. Она позволяет менять активную мощность гидроагрегатов. Участие персонала для этого не требуется. Корректировка плановой мощности производится в автоматическом режиме и в соответствии с ежечасными диспетчерскими графиками энергосистемы с использованием автоматической системы доведения задания плановой мощности до электростанции (СДПМ), которые разрабатывает Системный оператор.

Другими словами, благодаря автоматизации энергетикам удалось повысить оперативность и надежность доведения планового диспетчерского графика и команд на изменение плановой мощности до Серебрянской ГЭС-15. Внедрение системы также является важным шагом в сторону цифровой трансформации оперативно-диспетчерского управления — наряду с вводом в строй мониторинга запасов устойчивости и централизованных систем противоаварийной автоматики третьего поколения.

Пилотный проект реализует Филиал «СО ЕЭС» Кольское РДУ, который занимается оперативным диспетчерским управлением энергосистемой региона, а также «ТГК-1». Решения, внедренные на Серебрянской ГЭС-15, со временем будут масштабированы. Оцифровать систему доставки мощности планируется на всех регулирующих ГЭС в операционной зоне филиала.

Ветрогенераторы не убийцы: ученые доказали, что птицы умеют облетать турбины

Исследование траекторий полетов морских птиц на морской ветряной электростанции в Абердине у берегов Шотландии длилось два года и показало, что ветряные станции не так страшны для птиц, как многие думают. Исследование провел шведский энергогигант Vattenfall — само собой, сторона заинтересованная, тем не менее, результаты заставляют задуматься: а так ли опасны ВЭС для пернатых? Спойлер: нет, напротив, птицы научились избегать столкновения с гигантскими лопастями.

Чтобы получить максимально полные и правдивые результаты, ученые объединили данные радара с кадрами, полученными с камер. Это позволило не только определить вид птиц, но и сделать трехмерное изображение моделей их полета, а также траектории облета турбин птицами. Площадка в Абердине была выбрана неслучайно — по сути, ВЭС является Европейским центром развертывания морской ветроэнергетики.

Особенно подробно передвижения серебристых чаек, олуш, моевок и больших черноспинных чаек изучались с апреля по октябрь, когда активность птиц максимальна. В Vattenfall утверждают, что модель движения птиц также применима к большому числу видов и не только к морским ветропаркам, но и береговым ВЭС. Все исследования сопровождены видеодоказательствами.

За шесть месяцев наблюдений ученые не зафиксировали ни одного столкновения птицы с лопастью несущего винта. Серебристые чайки и моевки пролетали на расстоянии 90-110 метров и 140-160 метров от лопастей, а олуши и большие черноспинные чайки, хоть и подбирались к опасным турбинам поближе, все же уклонялись от краев винта в среднем на 40-50 метров.

В Vattenfall отметили, что ветряки по итогам исследования оказались куда менее опасными для птиц, чем, например, вырубка лесов. Более того, ежегодно от обычных домашних кошек умирает гораздо больше пернатых, чем от турбин ВЭС.