Подмигивал синим: российскому светофору исполнилось 93 года

На ожидание зеленого сигнала светофора, по подсчетам ученых, житель большого города тратит в среднем полгода жизни. Все мы с детства учимся соблюдать правила дорожного движения, но мало кто задумывается о том, как появился главный регулировщик для транспорта и пешеходов. Между тем отечественному светофору — 93 года. Его родиной считается Ленинград.

Первый отечественный

Первый в СССР автоматический регулировщик был установлен 15 января 1930 года на довольно оживленном перекрестке — пересечении проспектов 25 Октября и Володарского — так в то время назывались Невский и Литейный. Надо сказать, что произошло это спустя почти 60 лет после того, как в Лондоне запустили в работу первый в мире светофор. Он представлял собой копию железнодорожного семафора, светил только в темное время суток, когда сигналы подавались вручную, при помощи вращающихся газовых фонарей — зеленого и красного. К слову, первые мигающие «глаза» зачастую вызывали скептицизм, а то и откровенный ужас городских жителей.

В чем самобытность?

Чем же советское изобретение отличалось от европейского двухцветного собрата? Во-первых, наши инженеры изобрели абсолютно новую конструкцию — первые советские светофоры напоминали настенные часы. Но это не все: советские разработчики поиграли с цветовой гаммой, поэтому иногда вместо зеленого сигнала горел синий (кстати, в Японии ранее тоже были синие светофоры). Наконец, третье отличие состояло в том, что сигналы были перевернуты: сверху — синий или зеленый цвет, а под ним — красный. Светофоры того времени использовали принцип работы механических часов, только стрелка указывала не на время, а на цвет, и так запрещала или разрешала движение. Такие устройства простояли недолго, вскоре их заменили на электрические фонари, а сигналы в них располагались вертикально.

Вместе с двухсекционным в Ленинград пришли и светофоры-«соло». В то время, как в США уже в 1920-е годы появились первые трехцветные светофоры, в 1930-е годы Ленинград заполонили светофоры с единственным — желтым — сигналом. Он рассеивался во все стороны и сообщал водителям, что перекресток нерегулируемый.

Сегодня специалисты объясняют эти моменты тем, что руководство СССР, запуская в работу такие непохожие на западные аналоги, пыталось попросту избежать проблем с законодательством и патентом. Дело в том, что долгое время трехцветный электрический светофор был запатентован американцами, а патент на использование требовал оплаты.

Светофор шагает по стране

После того, как годовые испытания со светофором в Ленинграде признали успешными, к концу того же 1930 года, 30 декабря, первый светофор появился в Москве. В столице местом рождения устройства стал угол Петровки и Кузнецкого моста. Третьим городом, в который пришли «трехглазые» постовые, стал Ростов-на-Дону, а после «светофоризация» добралась и до других крупных городов СССР с интенсивным движением.

Со временем власти признали, что двухцветные (да еще и перевернутые!) светофоры крайне неудобны, поэтому вскоре все их заменили обычными трехсекционными. К 1939 году в Ленинграде ввели в строй сотню светофоров, причем расположение сигналов — их было три — отвечало современным правилам движения. То есть красный сигнал находился наверху, зеленый — снизу.

В 1959 году СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах. После этого сигналы светофора уже официально стали такими, какими мы привыкли их видеть сегодня.

Слово «светофор» вошло в русский язык не сразу. По привычке их называли «семафорами» — по аналогии с железнодорожным устройством. Но в 1932 году его внесли в Большую советскую энциклопедию. Правда, пройдет еще немало лет, прежде чем электрические помощники окончательно вытеснят с дорог регулировщиков в белых перчатках.

Современные светофоры — сложная интеллектуальная система, со светодиодными светильниками, контроллерами дорожной сигнализации и датчиками. Управляет всем этим компьютер, который выбирает и синхронизирует направления движения, анализируя обстановку на дороге в режиме 24/7. Им под силу создавать даже такие сложные явления, как «зеленая волна» — это когда транспорт без остановки движется от светофора к светофору и не тратит время на ожидание разрешающего сигнала.