Петербургские электрокары и «солнечная» железная дорога — дайджест «Моей энергии»

В правительстве подписали соглашения о сотрудничестве бизнеса и государства в сфере водородной энергетики. В Петербурге начнут делать электрокары. В Швейцарии солнечные панели для экономии места укладывают между рельсами. Главные новости отрасли за неделю — в дайджесте «Моей энергии».

Водород – в приоритете

Первый вице-премьер Андрей Белоусов, вице-премьеры Дмитрий Чернышенко, Александр Новак и Денис Мантуров подписали соглашения о сотрудничестве между бизнесом и государством по «дорожным картам» высокотехнологичных отраслей.

Среди них особую роль занимает энергетика с направлениями «Развитие водородной энергетики» и «Системы накопления энергии». Кроме того, подписаны соглашения по дорожным картам «Искусственный интеллект», «Перспективные космические системы и сервисы», «Технологии новых материалов и веществ».

«Это технологии, которые будут формировать будущее производственно-технологических систем в последующие 10–15 лет не только в нашей стране, но и в мире. Это направление является одним из шести приоритетов, которые для нас обозначил Президент России на 2023 год», — отметил первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов.

Петербург станет родиной российских электрокаров

Для электрокаров отечественного производства нашли новую площадку. Автоконцерн «АвтоВАЗ» планирует наладить выпуск электромобилей в Петербурге.

Ожидается, что в Северной столице будут собирать новые автомобили на электротяге «е-Нева», который разрабатывает холдинг «Алмаз-Антей».

В конце 2022 года «АвтоВАЗ» объявил о том, что ряд моделей будет производиться отныне на мощностях завода Nissan в городе на Неве. В собственность «АвтоВАЗа» он перейдет до марта. Планируется, что новые Lada — седаны и кроссоверы C и D классов — сойдут с конвейера уже во второй половине этого года.

Сибирь и Дальний Восток подняли спрос на электроэнергию в России

В 2022 году потребление электроэнергии в РФ выросло на 1,5%, до 1,106 трлн кВт/ч. При этом выработка увеличилась на 0,6%, до 1,121 трлн кВт/ч.

Драйверами роста стали Сибирь (3,4%) и Дальний Восток (3,8%), что можно объяснить увеличением грузопотоков и запуском инвестпроектов в виде крупных промышленных предприятий и включением в энергосистему РФ новых регионов. Потребление электроэнергии также выросло на юге страны — рост составил 2,6% по сравнению с прошлым годом.

Еще одним результатом 2022-го стало падение экспорта электроэнергии в страны ЕС. Вместе с тем электричество из РФ потекло в Азию. В 2022 году РФ отправила в Китай около 4,4–4,5 млрд кВт/ч, что стало рекордным объемом за все время.

В Швейцарии построили «солнечную» железную дорогу

Вырабатывать зеленую энергию в Альпах будут даже железные дороги — в Швейцарии для экономии места солнечные батареи стали размещать между рельсами.

На поиск нестандартных решений энергетиков сподвигла нехватка площадей под гигантские солнечные батареи — в конце концов, нельзя взять и «завесить» ими знаменитые на весь мир альпийские луга.

В стране уже есть плавучие и высокогорные электростанции, теперь очередь — за железной дорогой. Панели, поглощающие свет, уложили между рельсами с помощью специального вагона. Экспериментальный участок длиной 10 км будет производить 2МВт энергии. Этого хватит средней семьей примерно на полгода.

Турция готовит базу для газового хаба

Турция приступила к строительству инфраструктуры для международного газового хаба. Третья по счету плавучая регазификационная установка Турции вошла в Средиземное море. Ее задействуют на терминале сжиженного природного газа (СПГ) в заливе Сарос в Эгейском море.

Судно, рассчитанное для хранения 180 тысяч кбм СПГ, может поставлять 28 миллионов кбм газа в сутки.

Напомним, президенты России и Турции договорились изучить вопрос создания такого хаба, через который можно направить топливо с «Северных потоков». Ожидается, что проект будет задействован для поставок газа в южную Европу.

Франция «качает» биогаз

Французский энергогигант Total Energies открыл крупнейший в стране завод по производству биогаза. Об этом сообщила в четверг газета Le Figaro. Как пишет издание, «в нынешнем году завод, расположенный в департаменте Атлантические Пиренеи, должен произвести 69 ГВт/ч биометана». Это обеспечит потребности в электроснабжении города с населением в 14 тыс. жителей на протяжении 12 месяцев. Планируется, что за это время будет переработано около 95 тыс. т отходов сельхозпроизводства.

Как отмечает газета, полная мощность завода будет составлять 160 ГВт/ч в год. Запуск данного производства биогаза состоялся через 10 лет после того, как в стране прекратилась разработка единственного газового месторождения.

В Total Energies подчеркнули, что это уже восьмое предприятие подобного типа, созданное во Франции. Ожидается, что до 2030 года в стране будет запущено 40-50 заводов по производству биогаза.