Передвижения на силе солнца: рассказываем о необычных автомобилях

Все мы знаем, что внедрение все новых и новых технологий требует от людей особенно трепетного отношения к экологии — ведь нельзя принести благополучие планеты в жертву прогрессу. Ответом на этот вызов стало совершение целого ряда открытий, среди которых ВИЭ, элетрокары, технологии «умного дома» и еще множество научных инноваций. Одним из недооцененных таких новшеств являются солнечные автомобили. О них читайте в новом материале «Моей энергии».

Синергия солнца и электричества: история вопроса

Солнечные батареи вошли в нашу жизнь уже давно, они являются незаменимым источником энергии в странах с большим количеством солнечных дней. Мало кого сейчас удивишь и электроавтомобилем — Tesla выпускают свои машины уже много лет, да и другие автогиганты стараются не отставать от компании Илона Маска. Но вот соединение солнечных батарей и электрогенераторов в машине — нечто относительно новое. Относительно — потому что на самом деле «подпитывать» электромобили солнцем начали еще в середине прошлого века, правда, мало кто об этом слышал.

Первый электрокар, работающий на солнечных батареях, создали в США в середине 20 века, однако в то время не существовало настолько мощных аккумуляторов, чтобы их емкости хватало на длительную поездку, поэтому идею на время отложили. Вернулись к ней значительно позже — в 1990ых — именно тогда появились аккумуляторы с высоким КПД, которые смогли повысить объем вырабатываемой энергии. Двигателям солнечных автомобилей конца 20 века хватало питания для поездок на достаточно большие расстояния. Изобретатели же не останавливались на достигнутом и совершенствовали свои машины, используя в производстве инновационные материалы, улучшенные трансмиссии и применяя новые электрические силовые агрегаты — например, мотор-колеса (силовые агрегаты, размещенные на ведущих колесах).

Первый коммерческий солнечный электромобиль появился в 2006 году, это было детище французской компании VENTURI. Модель под названием Astrolab имела мощность 16 кВт и могла развивать скорость до 120 км/ч. Вес машины составлял 300 кг, а аккумулятор, естественно, размещался на крыше. VENTURI и до этого производили солнечные электрокары, но они не были нацелены на коммерческое использование и массовую продажу. Часто подобные автомобили создавались для гонок, так как имели легкий вес, маленькие габариты, были способны развивать высокую скорость, но не были предусмотрены для долгой езды. Так, например, японский автомобиль Tokai Challenger от одноименного японского университета, оснащенный солнечными батареями знаменитой фирмы Panasonic, не раз побеждал на международных гоночных соревнованиях.

«За» или «против» – чего больше?

Даже после выхода VENTURI Astrolab солнечные электрокары не стали пользоваться большой популярностью. Их продолжали производить, совершенствовались технологии, применяемые при изготовлении элементов автомобиля, однако все это делалось в научных целях, а не в коммерческих. Крупные автомобильные компании (такие как Mercedes-Benz или та же Tesla) только периодически и аккуратно заявляли о том, что работают над созданием автомобилей с солнечными батареями. Оно и понятно, ведь такие машины все еще считаются непрактичными и действительно не могут соревноваться с автомобилями на бензине или иных видах топлива. Солнечным автомобилям мешает низкий КПД солнечных аккумуляторов и высокая стоимость. Хотя их плюсы, среди которых экологическая безопасность, низкие расходы на эксплуатацию и практически полное отсутствие ограничений в источнике питания, тоже довольно очевидны.

 

Первый коммерческий «солнцекар»

Несмотря ни на что «солнцемобили» продолжали совершенствоваться, и в прошлом году голландская компания Lightyear представила миру свой проект – автомобиль  Lightyear 0. Производители этой машины учли весь накопленный опыт в создании солнечных электрокаров. И первое его отличие от других подобных авто – это размер. Обычно солнечные автомобили были компактными, но Lightyear 0 больше многих стандартных машин. Его размеры составляют 5083 мм в длину и 1972 мм в ширину – такие габариты необходимы для увеличения площади солнечных панелей. Фотоэлементы расположены на капоте, крыше и подъемной двери. Ячейки покрыты стеклом, которое способно без труда выдержать вес взрослого человека.

Кузовные панели автомобиля выполнены из переработанного углерода, а интерьер отделывается кожей на растительной основе, тканью из переработанных ПЭТ-бутылок и ротанговой пальмы. Поэтому, Lightyear 0 экологичен со всех сторон – как снаружи, так и внутри. Как и другие электрокары, этот автомобиль способен заряжаться от сети. Так, часовая зарядка от бытовой розетки подзарядит машину энергией на более чем 30 км, а вот за час зарядки солнцем Lightyear 0 «напитается» энергией на 10 км пробега. Разработчики проводили испытания на юге Испании и утверждают, что весной и летом в этих широтах солнечная батарея за световой день сможет обеспечить заряд аккумулятора для пробега в 70 км. В менее солнечных регионах мира эта величина, естественно, будет скромнее. Машина, кстати, оснащена четырьмя мотор-колесами и может развивать скорость в 160 км/ч. Стоимость этого солнечного электрокара составляет 250 000 евро.