КриоАЗС и российские «ветряки» − дайджест «Моей энергии»

В России создадут сеть криоАЗС. Первое производство лопастей для ВЭС откроют в Ульяновске. В Петербурге изобрели на 100% отечественный топливный элемент для водородного двигателя. Использованные батарейки научились применять для очистки воды. Главные новости отрасли за неделю — в дайджесте "Моей энергии«.В России создадут сеть криоАЗС. Первое производство лопастей для ВЭС откроют в Ульяновске. В Петербурге изобрели на 100% отечественный топливный элемент для водородного двигателя. Использованные батарейки научились применять для очистки воды. Главные новости отрасли за неделю — в дайджесте «Моей энергии».

До 2030 года в России построят 180 криоАЗС: что это?

За семь лет в стране планируется развернуть сеть АЗС, где транспорт можно будет заправить сжиженным природным газом. О запуске программы сообщил 30 марта первый заместитель главы Минэнерго Павел Сорокин на заседании комиссии государственного совета по направлению «Энергетика».

По его словам, на старте на эти цели выделено 700 млн рублей, однако в дальнейшем субсидия вырастет.

«За счет этого к концу десятилетия в стране будет создано не менее 180 КриоАЗС, что позволит охватить все основные маршруты следования большегрузной техники», — отметил он.

Сеть заправочных станций с СПГ откроет новые возможности для развития международного транзита и открытия крупных транспортных коридоров вроде магистрали «Европа — Западный Китай». При этом главным потребителем СПГ в качестве моторного топлива станут, как ожидается, большегрузы.

К 2030 году, по словам Павла Сорокина, производство СПГ в России планируется нарастить до 100 млн тонн в год.

Российским ветрякам – быть: первый отечественный завод откроют в Ульяновске

Первое отечественное производство лопастей для ветряных турбин создадут в Ульяновской области.

«Мы объявляем, что создаем в Ульяновской области, нашем одном из любимых регионов присутствия, новое совместное производство ветролопастей», − сказал гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев.

«Росатом» развернет его на площадке бывшего завода «Вестас Мэньюфэкчуринг Рус» в Ульяновске. Серийный выпуск планируется начать в 2025 году, что позволит полностью замкнуть производство лопастей в России и закрыть внутреннюю потребность в этом оборудовании.

Объем инвестиций в завод составит около 2 млрд рублей, и это без бюджетных субсидий.

Мощность предприятия составит до 380 лопастей в год. Оно будет рассчитано в первую очередь на собственные ветропарки компании «НоваВинд», которая входит в дивизион госкорпорации. Продукцию также планируют отправлять на экспорт.

Это прорыв: ученые из Петербурга изобрели на 100% отечественный топливный элемент для водородного двигателя

Чем больше мир говорит о водороде, который станет топливом будущего в энергетике, авиастроении и транспорте, тем больше модификаций водородных элементов создают ученые. В Петербурге продвинулись дальше других: прототип активного элемента для водородного двигателя отличается от аналогов тем, что все комплектующие производятся исключительно внутри России, а процесс его производства — быстрее и экономичнее, чем у иностранных аналогов.

Технологию придумали ученые кафедры наноструктурных, волокнистых и композиционных материалов имени А. И. Меоса подведомственного Минобрнауки России Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Чудо-материалом, который поставит крест на импортной зависимости, стали газодиффузионные слои на базе отечественного сырья. Для их создания ученые взяли специальный углеродный волокнистый материал и обработали его гидрофобизирующими добавками, чтобы сделать водоотталкивающим и не допустить «затопления» источника тока. После глубокой термообработки материал остается пористым и хорошо проводит реагенты, то есть водород и кислород, и отводит прочь воду, которая образуется в результате реакции. Электро- и теплопроводность материала, как оказалось, не уступает зарубежным аналогам.

Интересно, что на создание технологии потребовалось в два раза меньше этапов производства по сравнению с другими разработками, что автоматически делает российский образец экономически более целесообразным.

Прототип материала для водородного двигателя уже вовсю испытывают на пилотных установках водородных топливных элементов.

Литий-ионным батареям нашли применение на «пенсии»

Аккумуляторы, которые сегодня используются в электрокарах, бытовой технике, смартфонах и накопителях энергии, научили быть полезными после того, как они отслужили свой срок. Оказалось, их можно использовать для того, чтобы очищать воду от тяжелых металлов.

Технология, таким образом, убивает сразу двух зайцев: во-первых, решает проблему утилизации таких батарей (а их, к слову, становится все больше), а во-вторых, очищает воду.

Химики из США предложили использовать остаточный заряд литий-ионных батарей для выделения тяжелых металлов из воды. Дело в том, что такие аккумуляторы отправляются на свалку в раннем возрасте, так как их электродвижущей силы уже недостаточно для того, чтобы техника-«хозяин» работала. Вместе с тем, в них остается немало энергии. Перед утилизацией батарейки разряжают, и этот остаточный заряд просто рассеивается в виде тепла, что называется, вникуда.

Теперь пустой трате энергии положен конец. Химики из Калифорнийского университета в Беркли придумали применить заряд в б/у батарейках для выделения тяжелых металлов из воды. Начались эксперименты по восстановлению водных растворов солей меди, кадмия и железа.

После долгих опытов с кислотностью среды ученые пришли к выводу, что до 90% энергии использованных литий-ионных батарей можно потратить на выделение тяжелых металлов из воды.

Кислородно-ионная батарея поможет запасать энергию солнца и ветра

Новые разработки ученых все активнее теснят литий-ионные аккумуляторы. Австрийские ученые изобрели кислородно-ионную батарею, которая обладает существенными плюсами по сравнению с литий-ионными «собратьями». И пусть пока она не может похвастаться такой же высокой плотностью энергии, зато ее долговечность выше. Еще один неоспоримый плюс — для ее изготовления не требуется редкоземельных металлов, кобальта и никеля, запас которых на Земле исчерпаем. Кроме того, новая батарея не воспламеняется, в отличие от литий-ионных, которые подвержены риску возгорания.

Новый аккумулятор сделан из керамических материалов. Работает это так: они абсорбируют и выделяют в два раза больше отрицательно заряженных ионов кислорода. Под действием напряжения ионы кислорода перемещаются от одного керамического материала к другому, а потом возвращаются обратно, создавая электрический ток.

Прототип батареи ученые сделали из лантана, одного из самых распространенных редкоземельных металлов, однако и его можно заменить на более дешевый и доступный аналог.

Самое главное преимущество кислородно-ионного аккумулятора — возможность регенерации. Если из-за побочных реакций кислород не поступает, это исправит кислород, который содержится в окружающем воздухе.

Пока новая батарея не может использоваться для смартфонов или электромобилей — как раз из-за низкой плотности энергии, а также температурного режима от 200 до 400 °C. Но для хранения больших объемов зеленой энергии, которую вырабатывают ветрогенераторы или солнечные панели, технология вполне подходит. А как известно, сложность технологии и дороговизна накопления энергии от ВИЭ — один из факторов, которые тормозят распространение чистых источников энергии.