Дружба газа и солнца и робот для зарядки электрокаров — дайджест «Моей энергии»

Российские ученые «подружили» традиционное топливо и ВИЭ: создана технология для совместной выработки энергии от газа и солнца. На Дону построят новые ветропарки. В Европе открыли «солнечную» велодорожку. Роботов научили заряжать электрокары. Главные новости отрасли за неделю — в дайджесте «Моей энергии».

В России создали комбинированную установку на газе и солнечной энергии

Кто сказал, что зеленая энергетика и природный газ несовместимы? Эти способы генерации могут весьма эффективно существовать вместе и даже дополнять друг друга, доказали ученые Самарского государственного технического университета.

Уникальная технология представляет собой способ совместного использования солнечной энергии и природного газа в газотурбинных установках. Авторы разработки применили в газовой турбине обогащенный водородом природный газ. Это позволило, с одной стороны, уменьшить потребление газа на 30%, а с другой — повысить эффективность использования солнечной энергии.

По словам исследователей, новая технология позволит снизить расход метана и сделает солнечную энергетику более рентабельной. Ученые также отмечают, что научный мир зря отделяет ВИЭ от традиционных источников энергии, на самом деле будущее энергетики — за комбинированной выработкой.

Проект разработки и оптимизации технологии термохимической регенерации теплоты продуктов сгорания органического топлива (так он называется по-научному) был поддержан Российским научным фондом.

Революция в солнечной энергетике? Ученые из России усовершенствовали солнечные коллекторы прямого поглощения

Российские исследователи модернизировали солнечный коллектор прямого поглощения. Это альтернатива солнечным панелям, по сути — устройство, в котором специальная жидкость нагревается под действием солнечных лучей.

В качестве жидкости обычно используют воду, этиленгликоль или другие органические растворители. Но так как они прозрачны в большей части солнечного спектра и плохо поглощают излучение, то требуются добавки. Часто к ним вливают так называемые плазмонные материалы, в основном золото или серебро. Однако, кроме высокой стоимости и удорожания устройств, минусом таких компонентов считается низкая эффективность.

Сотрудники Инженерно-физического института биомедицины НИЯУ МИФИ предложили инновацию — добавить в жидкость наночастицы нитрида титана. Только подумайте: он примерно в тысячу раз дешевле, чем золото, а также имеет широкий диапазон поглощения и способен поглощать почти весь солнечный спектр, который доходит до нашей планеты. Цифры говорят за себя: примерно 10 микролитров наночастиц нитрида титана (а это 1/5 стандартной капли) на литр жидкости при толщине ее слоя в сантиметр хватит для поглощения 95% солнечного излучения, которое добирается до поверхности Земли.

В то же время синтез стабильных наножидкостей на основе нитрида титана обеспечить не так уж легко. Ученые должны следить за тем, чтобы жидкость хорошо грелась и при работе не выпадала в осадок, то есть была стабильной. Для этого исследователи предложили новый метод — лазерную абляцию жидкости. Он позволяет получать частицы коллоидно стабильными без химического покрытия за счет того, что у них на поверхности формируется сильный одноименный электрический заряд, и они друг от друга отталкиваются.

В результате термический КПД солнечных коллекторов прямого поглощения с использованием «титановой» наножидкости оказался на 80% выше по сравнению с «золотыми» аналогами. Технология поддается масштабированию без особых трудностей, отмечают ученые, и является экономичной по сравнению с предшественниками.

Ветер дует на юг: на Дону построят ветропарки на 155 МВт

Ростовская область, похоже, еще надолго останется одним из лидеров ветряной генерации среди российских регионов. Донские пейзажи к 2025 году прирастут новыми «ветряными мельницами».

Общая мощность новых объектов составит 155 МВт, они будут построены к 2025 году. Власти региона уже частично заключили предварительные договоры аренды, сейчас полным ходом идет подготовка к разработке проектной документации. Новые ветропарки будет строить ветроэнергетический дивизион «Росатома» АО «НоваВинд».

Сегодня в Ростовской области работают 6 ВЭС, которые вносят значительный вклад в общую выработку чистого электричества в стране. По данным СО ЕЭС России, суммарная выработка ВЭС в России в первой половине прошлого года выросла на 78,4% по сравнению с 2021 годом и составила 3 млрд кВт/ч.

В Европе открыли первую «солнечную» велосипедную дорожку

Прагматичные немцы снова убили двух зайцев — защитили любителей крутить педали от непогоды и палящего солнца и придумали новый способ разместить источник чистой энергии под открытым небом. Как оказалось, все гениальное просто — нужно было всего-то установить навес с фотоэлектрическими элементами над велодорожкой.

«Солнечная» трасса для велосипедистов (а в Германии двухколесный друг — очень популярный способ передвижения) появилась в немецком Фрайбурге. Местный поставщик коммунальных услуг, компания Badenova вместе со своими партнерами, городом и Институтом систем солнечной энергии им. Фраунгофера, установили солнечную крышу велосипедной дорожки в выставочном центре города. Укрытие, которое вырабатывает энергию, находится рядом с футбольной ареной местного клуба.

Длина установки — 300 метров. Навес усеян полупрозрачными солнечными модулями, их около 900. Ожидается, что в год эти панели будут производить до 280 МВтч чистого электричества. Главным потребителем зеленой энергии будут лаборатории института.

«Вам полный «бак?»: роботов научили заряжать электрокары

Необычный способ решения проблемы нехватки зарядной инфраструктуры для электромобилей нашли разработчики из Сиэтла.

Они пошли не по количественному, а по качественному пути. Вместо того, чтобы увеличивать число «электрозаправок», исследователи решили наладить зарядку электрокаров прямо на парковке. Для этого были созданы специальные мобильные роботы Autev. Умные устройства сами приедут к водителю и зарядят батарею его авто.

Зарядный робот представляет собой большой аккумулятор на колесах. Он автономно добирается до электромобиля, если автовладелец вызывает его через приложение. Робота можно «поселить» на парковке или в гараже.

Как это работает? Примерно как со смартфоном: зарядный кабель робота присоединяется к зарядному порту авто. После зарядки кабель нужно отсоединить. Если же пользователь хочет уйти до завершения зарядки, уменьшить желаемую мощность зарядки можно через приложение или же вручную отключить кабель робота.

По словам разработчиков, их детище способно зарядить за раз до шести автомобилей, после этого ему самому потребуется перезарядка. Особенно полезен помощник на колесах будет в тех местах, где зарядная инфраструктура хромает. Так электрокары станут более доступными для людей.