Атомный рост России и Европа без «грязных» авто — дайджест «Моей энергии»

Владельцам электрокаров в РФ разрешат ездить по платным трассам бесплатно. В России планируют построить 29 новых атомных энергоблоков. Солнечно-дизельную электростанцию ввели в строй в Красноярском крае — она стала крупнейшей в нашей стране. ЕС ввел запрет автомобилей на «грязном» топливе. Главные новости отрасли за неделю — в дайджесте «Моей энергии».

Атом пойдет в рост

К 2045 году доля атомной генерации в России должна вырасти до 25%. Такие прогнозы сделала компания «Росатом». За это время в стране планируется построить 29 новых атомных энергоблоков.

Как пишет ТАСС со ссылкой на корпоративное издание «Росатома», утверждена схема до 2035 года (строительство 12 блоков) и обсуждается план до 2045 года (плюс еще 17 энергоблоков). В 2045 году выработка электроэнергии на отечественных атомных электростанциях (АЭС) должна составить около 373 млрд киловатт-часов. К тому времени в стране планируется построить 29 новых энергоблоков, а 18 — вывести из эксплуатации.

«Зеленая» дорога для электрокаров

Быть владельцем электромобиля в России, кажется, становится выгодно. С 1 марта для них вводят новые преференции: теперь обладателям авто на электротяге больше не придется рассчитываться за проезд по платным федеральным дорогам.
 

Чтобы воспользоваться этой опцией, нужно будет приобрести бесконтактный транспондер (около 3-3,5 тысяч рублей) в офисе поддержки ООО «Автодор—Платные дороги» , а также подтвердить, что транспорт имеет исключительно электродвигатель. Бесплатный проезд доступен по трассам М1, М3, М4, М11, М12 и ЦКАД, а также по участку М11 с 15 по 58 км и обходу Одинцово.

Правда, пользоваться бесплатным проездом автолюбители смогут в рамках эксперимента лишь до конца этого года. В дальнейшем власти оценят эффективность такой меры и примут решение о том, стоит ли продолжать практику.

Россия построит в Киргизии ветропарки

АО «НоваВинд» (входит в ГК «Росатом») и Министерство энергетики Кыргызской Республики договорились о реализации совместных проектов в области ветроэнергетики.

В рамках подписанного меморандума стороны собираются изучить возможности сотрудничества в области строительства и эксплуатации ветровых электростанций в Киргизии. В компании «НоваВинд» отмечают, что в РФ на сегодня работают уже семь ВЭС — все они находятся в южных регионах страны. Наряду с развитием внутренних ВИЭ, компания активно наращивает темпы международного сотрудничества.

Водородная энергетика: союз развития

Структуры «Росатома», «Роснано» и Газпромбанка учредили «Национальный союз развития водородной энергетики» (Национальный водородный союз), сообщает «Интерфакс».

Учредителями организации выступили «Русатом Оверсиз», структура «Роснано» — стартап-студия «ТехноСпарк» (входит в инвестсеть Фонда инфраструктурных и образовательных программ «Роснано»), а также «H2 Инвест» (принадлежит «Газпромбанк-Развитию»).

Как следует из комментария «Русатом Оверсиза», деятельность союза направлена на объединение усилий бизнеса и науки для развития новой отрасли — водородной энергетики в России.

Солнечные панели против морозов

В поселке Тура в Красноярском крае введена в эксплуатацию крупнейшая в России автономная гибридная солнечно-дизельная энергоустановка. Фотоэлектрическая система мощностью 2,5 мегаватта дополняет дизельную установку. Общая мощность энергообъекта впечатляет — 14,1 МВт.

Днем электроэнергия от солнечной электростанции выдается в общую сеть, а система накопления энергии емкостью 450 кВт/ч в автоматическом режиме сглаживает колебания мощности СЭС в зависимости от погоды. Благодаря такому тандему, расход дизельного топлива снизится примерно на 12%. Экономия позволит продлить ресурс дизельных генераторов.

Проект реализовала компания «Хевел Энергосервис» (входит в группу компаний «Хевел»). Теперь чистую энергию получают более 5000 жителей поселка.

Европа окончательно отказалась от «грязных» двигателей

Продажа новых авто на бензине и дизеле в странах Евросоюза будет под запретом с 2035 года — теперь это официально. Долгое время в ЕС звучали только заявления о переходе на экологичный транспорт, но теперь инициатива приобрела формат закона. Окончательно он будет утвержден уже в марте этого года.

К 2035 году автопроизводители должны на 100% сократить выбросы CO2 при продаже новых автомобилей в Европе. В переводе на обычный язык это означает, что реализация новых авто с двигателями внутреннего сгорания будет вне закона, если топливо сгорает с вредными выбросами. В теории, безвредные для атмосферы ДВС продавать можно, но пока таковых не изобрели.

Переход на чистый транспорт будет постепенным. После 2030 года новые легковые автомобили должны выбрасывать в атмосферу на 55% меньше вредных веществ по сравнению с уровнем 2021 года, а фургоны сократить выбросы наполовину.

За пределами ЕС запрет на реализацию новых машин с ДВС тоже набирает обороты. Такие меры уже ввели Канада, Великобритания и Норвегия (здесь запрет вступит в силу еще раньше — с 2025 года).

Ученые: морские ветропарки могут угрожать жизни китов

Зеленая энергетика на морском побережье может вызвать гибель крупных подводных обитателей. Такую гипотезу выдвинули ученые из США.

Пока у них нет доказательств прямой связи между строительством морских ветростанций и гибелью животных, однако косвенно это подтверждает тот факт, что с декабря 2022 года на побережье штата Нью-Джерси волна принесла 20 мертвых китов.

Экологи и мэры прибрежных городов потребовали от Белого дома прекратить разработку шельфа. Тем временем власти и энергокомпании, развивающиеся в сфере ВИЭ, утверждают, что ветропарки не могут привести к гибели морских обитателей.

По словам исследователя из Северо-Восточного научного центра рыболовства Шона Хейса, на жизнь китов может повлиять «изменение среды», которое вызывает ветряная энергетика.

Между тем в планах штата — как минимум четыре «зеленых» энергообъекта на морском шельфе на расстоянии 16-32 км друг от друга. Работы стартуют в 2023 году. Ожидается, что чистую энергию новые ветрогенераторы будут вырабатывать уже в 2024 году.