Ставка на газ и аккумулятор-гигант – дайджест «Моей энергии»

Россия должна в пять раз увеличить потребление газомоторного топлива. Речной электротранспорт начнут эксплуатировать в Москве. Аккумулятор-гигант поможет отапливать дома в Берлине от ВИЭ. Главные новости энергетической отрасли за неделю — в дайджесте «Моей энергии».

Новак: «Россия должна в пять раз увеличить потребление газомоторного топлива»

Ежегодное потребление метана на транспорте в России, по планам властей, вырастет с 1,71 млрд кубометров в 2022 году до 6,8 млрд кубометров в 2030 году. Об этом написал вице-премьер России Александр Новак в статье, опубликованной в журнале «Энергетическая политика».

Он отметил, что государство продолжает субсидировать строительство заправочной инфраструктуры компримированным природным газом (КПГ) и перевод транспорта на газ. Кроме того, в скором времени будет запущена программа поддержки строительства заправок сжиженным природным газом (СПГ). Правительством, по словам Новака, прорабатывается вопрос субсидирования производства мини-СПГ заводов, в первую очередь вдоль международных транспортных коридоров.

Эти меры позволят гражданам существенно экономить на топливе, а также улучшить экологическую обстановку в городах. Новак подчеркнул тезисы, высказанные на ПМЭФ-2022: у России есть все шансы воплотить «зеленую» повестку в жизнь не только в энергетике, но и на транспорте, при этом опираясь на отечественные технологии.

 В Москве пересаживают горожан и туристов на электрические речные суда

В столице «переосмысливают» речной транспорт. Первый в городе маршрут электрического водного транспорта запустят до конца года. В 2023 году в Москве появится второй подобный маршрут.

По словам заместителя мэра столицы по вопросам транспорта Максима Ликсутова, в развитии перевозок по воде город поставил высокую планку. К большому количеству прогулочных судов добавились регулярные речные трамваи. Руководители транспортного блока определили для перевозчиков условие: суда должны быть на электроприводе. Более того, планируется, что со временем требования для бизнеса в этой сфере повысятся: перевозчиков могут обязать закупать технику со встроенными элементами для беспилотного управления. Еще одно важное условие — речной транспорт, включая электродвигатели, должен быть произведен в России.

Как поддержать ветроэнергетику РФ?

Письмо с предложениями стимулирующих мер для отрасли в адрес первого заместителя председателя Комитета Госдумы по энергетике, депутата Валерия Селезнева, направила Российская ассоциация ветроиндустрии (РАВИ).

В частности, предлагается отменить НДС для проектов ветроэнергетики после возврата ими величины НДС, уплаченного во время строительства ветропарка. По расчетам РАВИ, это позволит снизить стоимость электроэнергии на некоторых проектах до конкурентной величины в 4 рублей за киловатт-час.

Среди мер поддержки — освобождение от уплаты налога на прибыль до достижения срока возврата инвестиций, а также отмена верхнего порога мощности в 25 МВт для ветропарков, реализующих энергию на розничном рынке.

Предприниматели просят аннулировать устаревшее требование перевода территорий, занимаемых ВЭС, в категорию земель промышленности и энергетики. Это позволит сократить усилия и время как инвесторов, так органов власти.

Аккумулятор-гигант поможет отапливать дома в Берлине от ВИЭ

Крупнейший в Германии аккумулятор строит шведская энергетическая компания Vattenfall. Емкость поможет нагревать и запасать воду для системы централизованного теплоснабжения. Для нагрева теплоносителя будет использоваться электроэнергия, которую производят возобновляемые источники энергии – солнца и ветра.

Вода в стальной емкости высотой 45 метров и объемом 56 миллионов литров будет греться почти до состояния кипятка. Впрочем, регулярно поступать в батареи вода не будет — на нагрев направят только излишки от выработки «зеленых» электростанций.

Накопитель планируется ввести в эксплуатацию весной 2023 года. Система будет использовать подготовленную воду, то есть частично опресненную и дегазированную. Так энергетики надеются снизить износ инженерных систем Берлина.

ТЭЦ прирастают солнечными панелями

Экспериментальный апгрейд реализуют на двух традиционных объектах генерации в Узбекистане.

Ферганская ТЭЦ объявила тендер на установку солнечных панелей на теплоэлектроцентрали мощностью 1800−2000 кВт. Аналогичный проект планируется запустить на Сырдарьинской ТЭС. Конкурс на монтаж солнечных панелей на теплоэлектростанции мощностью 1200−1500  кВт уже объявлен.

Финансирование проектов будет осуществляться из средств заказчиков. Использование «чистой» энергии поможет сделать работу электростанций на традиционном топливе эффективнее и экологичнее.