«Сила Сибири» и электричество из снега — дайджест «Моей энергии»

Газопровод «Сила Сибири» дотянули до Шанхая. В Мурманской области введен в строй самый мощный ветропарк в Арктике. В Японии придумали, как добыть электричество из снега. Поездки на электрокарах в Швейцарии могут оказаться под запретом. Главные новости отрасли за неделю — в дайджесте «Моей энергии».

«Силу Сибири» протянули до Шанхая

Завершен ключевой участок проекта китайско-российского восточного газопровода «Сила Сибири», по которому будет экспортироваться газ.

Участок Тайань — Тайсин официально сдан в эксплуатацию. Ожидается, что к 2025 году по этой ветке РФ будет поставлять в Поднебесную ежегодно 38 млрд кубометров голубого топлива. В выигрыше и экология: Китай остается одним из крупнейших в мире потребителей угля. Благодаря запуску газопровода выбросы углекислого газа снизятся на 164 млн т в год.

«Росатом» построит ветропарк во Вьетнаме

Концерн «Росатом» планирует построить ветропарк во Вьетнаме. Соответствующее соглашение подписали дивизион госкорпорации по ветроэнергетике АО «НоваВинд» и вьетнамская An Xuan Energy, сообщили в российской компании.

Мощность ВЭС составит 128 МВт. Объект появится в провинции Сон Ла, расположенной на северо-западе страны.

Сейчас дочернее предприятие «Росатома» АО «НоваВинд» ввело в эксплуатацию 720 МВт ветроэнергетических мощностей. До 2027 года «Росатом» планирует увеличить выработку от ветроэлектростанций до 1,7 ГВт.

Крупнейшая в Сибири подстанция модернизирована

«Россети» завершили модернизацию подстанции 1150 кВ «Итатская» в Красноярском крае. Объем инвестиций в проект составил 1,4 млрд рублей. Стратегический для региона энергообъект ультравысокого класса напряжения получил новые выключатели 500 кВ. Это повысило надежность сразу четырех электростанций: Назаровской и Березовской ГРЭС, Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС.

В 2021 году на подстанции «Итатская» были модернизированы устройства релейной защиты и автоматики.

Подстанция «Итатская» — ключевое звено в стабильной работе энергосистемы Сибири, поскольку она обеспечивает мощность важных для региона объектов генерации. Кроме того, подстанция участвует в транзите энергии из Красноярского края в Алтайский край, Томскую и Кемеровскую области.

Под Мурманском заработала самая большая ВЭС в Арктике

В Мурманской области ввели в эксплуатацию Кольскую ветроэлектростанцию. Это самая большая и мощная ВЭС за полярным кругом. Она сможет вырабатывать около 750 гигаватт-час в год. Зеленый источник генерации снизит выбросы углекислого газа на 600 тыс. тонн в год.

ВЭС раскинулась на площади 257 га и оснащена 57 турбинами. Основная часть оборудования ветропарка произведена в России и способна выдержать экстремально низкие температуры, характерные для региона. В частности, лопастям не страшна наледь: они оснащены системами, позволяющими заблаговременно определить риск появления опасного льда и в автоматически остановить вращение турбины.

В России смягчили требования к зарядным станциям для электромобилей

Разъем китайского стандарта GB/T перестанет быть обязательным условием для получения субсидий на открытие зарядной станции для электрокаров. Смягчить требования решил Минпромторг. Теперь желающие построить экологичную «заправку» и воспользоваться субсидией может установить коннекторы в любой комбинации, главное, чтобы их было не меньше трех.

Для зарядных станций можно будет выбрать разъемы евростандарта CCS2, CHAdeMO, который применяется на популярном в России электрокаре Nissan Leaf, или же китайский вариант GB/T. Выходная мощность коннекторов должна быть как минимум 120 киловатт. Год назад среди требований значились четыре коннектора на 150 киловатт.

Электричество из снега: в Японии нашли выход из энергокризиса

Топить собранный коммунальщиками снег и спускать воду в канализацию (как это делают, например, в Петербурге) – не только прошлый век, но и расточительство ценного ресурса. Так решили в Японии и представили технологию, которая позволяет получать электричество из снега. Новый способ добычи электроэнергии разработал Токийский университет электрокоммуникаций вместе со стартапом Forte. В японском городе Аомори уже приступили к тестированию системы.

Как это работает? Снегом, который собирают городские службы, наполняют бассейн. Внутри него помешают установку, в одной ее части — хладагент, другая нагревается солнцем. Из-за разницы температур внутри агрегата возникает конвекционное движение жидкости, которая заставляет вращаться микротурбину для выработки электричества. Чем больше разница температур, тем выше будет эффективность производства энергии.

В университете рассчитывают, что из-за своей дешевизны технология станет более востребована, чем выработка электричества помощью солнечных панелей. Создатели надеются, что «снежные» установки будут востребованы не только промышленностью, но и бытовыми потребителями. Такие генераторы позволят решить сразу несколько проблем: нагрузка на сеть зимой снизится, счета за коммуналку уменьшатся, а снежный коллапс станет явлением из прошлого.

В Швейцарии поездки на электрокарах могут оказаться под запретом 

Энергокризис может пересадить автолюбителей из комфортных электрокаров на общественный транспорт или велосипеды. В Швейцарии подумывают ограничить поездки на таких авто, если в стране будет тотальный дефицит электричества.

В случае нехватки электроэнергии частное использование электромобилей планируется разрешить только для необходимых поездок. Это может быть служебная практика, покупки, посещение врача, религиозных мероприятий или заседаний суда.

Среди других ограничений — снижение температуры воды в стиральных машинах до 40 градусов. Кроме того, воздуходувки и обогреватели тоже могут быть объявлены вне закона. Отметим, что большая часть энергии в Швейцарии вырабатывается ГЭС, но страна также импортирует электроэнергию из Франции и Германии.