«Газовая» ипотека и «солнечное» дерево для электрокара – дайджест «Моей энергии»

ПАО «Газпром» не станет менять инвестпрограмму, несмотря на экономические вызовы. Школьников на Северном Кавказе научат работать с солнечными панелями. В Британии создали «солнечное дерево» для заправки электрокаров. Главные новости отрасли за неделю — в дайджесте «Моей энергии».

«Газпром» не станет пересматривать инвестпрограмму

ПАО «Газпром» не будет вносить серьезные корректировки инвестиционную программу, рассчитанную на ближайшие пять лет, несмотря на ситуацию на европейском рынке и риск прекращения поставок голубого топлива в ЕС. Такое заявление сделал заместитель председателя правления компании Олег Аксютин на Петербургском международном газовом форуме, который проходил 13-16 сентября 2022 г. 

По словам Аксютина, инвестпрограмма может быть скорректирована не более чем на 10-15%. Он добавил, что экспорт поставок газа будет переориентирован на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, причем основным потребителем станет Китай. В 2011-2021 годы Пекин удвоил свою долю в мировом энергобалансе газа до 9%, а Европа, напротив, сократила объем с 18 до 14%.

«Зеленый» ветер Амурской области отправят в Китай

Российская компания En+ Group сообщила о планах построить крупный ветропарк на территории опережающего развития «Приамурская» в Амурской области. Предварительное соглашение с инвестором было достигнуто на полях Восточного экономического форума (ВЭФ).

Ожидается, что эти планы будут реализовываться при поддержке корпорации по развитию Дальнего Востока и Арктики, а также правительства региона. Проект интересен еще и потому, что главным покупателем зеленой энергии станет Китай, а не внутренние, российские потребители. Ранее проекты ветропарков в РФ были ориентированы в первую очередь на отечественный рынок.

Установленная мощность нового ветропарка может достичь 1 ГВт. Он сможет производить порядка 3,5 млрд кВт/ч чистой электроэнергии в год для экспорта в Поднебесную.
 

В России может появиться газовая ипотека

Структура ПАО «Газпром» ООО «Газпром газификация» (единый оператор газификации) выступила с предложением ввести «ипотеку» на подключение частных домовладений и многоквартирных домов к голубому топливу в регионах. Об этом сообщил гендиректор компании Сергей Густов.

Предполагается, что заявитель сможет взять кредит под минимальный процент, а разница между процентом и стоимостью подключения будет компенсироваться региональными бюджетами. Банки предоставляют потребительские кредиты на газификацию, но стоимость этих продуктов высока. По мнению авторов идеи, «газовая» ипотека может решить вопрос доступности газификации для малообеспеченных граждан. В то же время эксперты отмечают, что подобная инициатива может вызвать рост стоимости услуг на подключение и кардинально не решит проблему: цена газификации останется не по карману большой части потребителей.

Школьников на Северном Кавказе научат работать с солнечными панелями

Зеленая энергетика с детства — под таким девизом в школах Северного Кавказа запускается необычный социальный проект «ЭкоШкола». Возможность познакомиться с работой возобновляемых источников энергии получат ученики 7-11 классов из пяти сельских школ из Дагестана и Северной Осетии.

В этих учебных заведениях установят тестовые электростанции с фотоэлементами мощностью до 3 кВт. С их помощью дети будут изучать солнечную энергетику в ходе экспериментально-исследовательской деятельности.

В программу вошли уроки по экологии и устойчивому развитию, принципам электроэнергетики, российским технологиям в области ВИЭ. Кроме того, школьники попробуют себя в проектировании солнечных станций и «ветряков», а также будут изучать их действие в различных погодных условиях.

Предполагается, что подобные солнечные установки появятся в 15 школах Северо-Кавказского федерального округа.

Заправься солнцем

Вслед за «солнцемобилями» с фотоэлектрическими панелями на крыше приходят «солнечные» заправки. Концепт такого сооружения недавно представил британский стартап SolarBotanic Trees. Заправка выглядит как дерево и работает на основе «трехмерной нанотехнологии» в форме листа с тонкопленочными солнечными элементами. Мощность такого энергетического «растения» — 5 киловатт.

«Ботанические» батареи первого поколения должны поступить в продажу в начале 2023 года. По словам создателей, их изобретение может быть полезно для рынка быстрой зарядки электромобилей. «Дерево» можно поставить рядом с домами, предприятиями и коммерческими автостоянками. Известно, что ноу-хау способно вписаться как в локальную, так и в основную городскую сеть заправок.

«Солнечные» тренды Узбекистана

Первая заправочная станция для электрокаров с питанием от батарей с фотоэлементами заработала в Узбекистане. В год она сможет обеспечить чистой энергией около 950 автомобилей с электромотором.

Как сообщает в своем телеграм-канале Минэнерго Узбекистана, проект «солнечной» заправки был разработан и воплощен в жизнь НИИ возобновляемых источников энергии страны. Система состоит из аккумуляторов для накопления энергии, которую производят фотоэлектрические панели. Заряд поступает в электрокар параллельно с «обычным» электричеством из городской электросети. Станция преобразует переменный ток напряжением 380 В в постоянный на 200−1000 В.

Электрозаправка в год будет вырабатывать 32 000 кВт/ч электроэнергии. Одна такая установка будет экономить 11,2 тысячи кубометров газа. Предполагается, что это поможет снизить объем выбросов в атмосферу примерно на 19,8 т в год.

Спорная зарядка

Девелоперы в Великобритании добиваются пересмотра предложений британских властей и лично экс-премьера страны Бориса Джонсона об обязательном монтаже зарядной инфраструктуры для электрокаров в жилых домах.

Напомним, бывший премьер-министр страны в ноябре 2021 года выступил с идеей обязать застройщиков снабжать все новые здания зарядными станциями для электрокаров. Планировалось, что ежегодно в домах будет появляться по 145 тыс. таких зарядок. Позже зарядную инфраструктуру предложили монтировать не только в новостройках, но и в зданиях после капремонта, которые имеют как минимум 10 парковочных мест.

Застройщики предупреждают: из-за высокой стоимости оборудования здания массово начнут «пичкать» устаревшими технологиями, а это риски поражения током. Кроме того, у жителей, планирующих приобрести электрокар, выбор моделей сузится — опять же из-за наличия во дворе только определенного типа вилок. По их мнению, зарядка у дома не пользуется спросом среди владельцев электромобилей. Многие автолюбители заряжают машины, когда находятся на работе или в спортзале.

Со строителями готовы поспорить лидеры автопромышленности. По их данным, наличие зарядных устройств рядом с домом как раз самый удобный способ «заправить» автомобиль, поскольку так владельцам не придется искать свободные устройства днем. Кроме того, ночная зарядка дешевле, а это значит, что жители смогут экономить на счетах за электричество.