«Цифра» в помощь. Как новые технологии повышают надежность ТЭЦ: опыт ТГК-1

Как отслеживать дефекты на оборудовании ТЭЦ, снимать параметры и контролировать персонал, не теряясь в множестве сервисов? В ПАО «ТГК-1» запустили цифровой комплекс Turbine Safe. Разработка, созданная собственными силами компании, повышает безопасность труда на объектах генерации, а главное — исключает человеческий фактор и обеспечивает эффективность и бесперебойность работы на объектах ТГК-1.

Многофункциональный комплекс решает несколько ключевых задач: это обнаружение дефектов на оборудовании на раннем стадии, контроль обхода рабочих мест, минимизация человеческого фактора и ошибок в эксплуатации блока ПГУ (парогазовых установок), цифровой контроль пусковых операций и обеспечение постоянного контроля работы за оперативным персоналом в режиме онлайн. Turbine Safe — продукт, созданный с нуля силами сотрудников ТГК-1. Комплекс работает на единой интеграционной шине и включает сервисы, связанные между собой. У всех звеньев — удобный интерфейс, доступный для сотрудников вне зависимости от возраста.

Первым звеном цифровой экосистемы компании стала электронная система «Обходы», созданная для контроля за обходами и осмотрами оборудования. Она призвана исключить пропуски по причине низкой исполнительской дисциплины персонала. Система «подсветит» пропущенный обход или критические отклонения параметров оборудования, если вдруг сотрудник упустил это из виду. Кроме того, система помогает на ранних стадиях выявлять дефекты оборудования и контролирует его состояние. В мобильном приложении сотрудники получают список заданий на день с маршрутом обхода, в котором указаны контрольные точки — места, где нужно снять параметры оборудования. Плановый обход выполняется с телефона или планшета, а контроль за обходчиками и осмотрами оборудования осуществляется с компьютера.

Информация обо всех дефектах заносится в единый источник — систему «Журнал дефектов», с которой интегрирована ЭС «Обходы». Это своего рода летопись уже случившихся и потенциальных нарушений. Ее цель — своевременно найти «слабые места», а также обеспечить контроль за их устранением, предотвратить повторное возникновение дефектов оборудования и минимизировать бумажный документооборот.

Система «Электронные аудиты» призвана обеспечитьпроверки согласно утвержденному графику, исключить фальсификацию их результатов проведения аудитов и перевести все «инспекции» в электронный вид. Таким образом, вся история проверок видна как на ладони, благодаря чему можно отследить, где именно, когда и почему произошла та или иная нештатная ситуация.

ЭС «Техническое обслуживание» помогает планировать техническое обслуживание оборудования и распределять ответственных за его выполнение, а также оперативно получать доступ к истории проведения ТО с целью анализа. Сотрудники могут быстро выгрузить аналитические отчеты об уровне эксплуатации оборудования, спланировать и сформировать графики технического воздействия, создать задание на основе графика и зафиксировать его результаты.

Помимо прикладных задач, в комплекс встроена система «Мониторинг знаний персонала». Она позволяет контролировать уровень знаний сотрудников в режиме онлайн и выявлять тех, чей уровень знаний не отвечает требованиям эксплуатации оборудования. В ЭС также «зашит» функционал для проведения спецподготовки персонала по актуальным темам. Содержание дополнительной подготовки также формирует искусственный интеллект: задания автоматически формируются по результатам тестирования.

Для повышения уровня безопасности переключений в электроустановках, фиксации оперативных переключений и анализа безошибочности выполнения этих операций служит ЭС «Оперативные переключения».

В стадии разработки находится еще один сервис — «Пусковые ведомости». Он должен обеспечить безопасность пусков оборудования и предотвратить неправильное выполнение пусковых операций.

Цифровой комплекс позволяет руководству электростанций обеспечить высокое качество обходов и осмотров оборудования, выявить проблемные моменты при эксплуатации оборудования, предотвратить ошибки при оперативных переключениях. Также благодаря цифровым решениям можно оперативно узнавать как об образцовых сотрудниках, действующих строго по инструкции, так и о потенциально «опасных» — тех, кто имеет неудовлетворительный уровень знаний. Подобные меры уже позволили улучшить соблюдение требований охраны труда на объектах компании.

Среднему руководящему звену (начальникам организационных единиц электростанций) цифровой комплекс дает возможность повысить контроль над работой линейного персонала, а также получить полную картину происходящего в своей зоне ответственности. Руководители видят полноценную картину: от параметров оборудования до истории оперативных переключений и выполнения задач по обслуживанию. Благодаря функционалу программы руководству легче проводить анализ и разбор ошибок.

Линейный персонал тоже в плюсе. Операторы на ТЭЦ получают помощь в планировании рабочего дня, а непрерывный мониторинг знаний помогает всегда находиться в тонусе. Так вероятность того, что сотрудник забудет порядок действий по минимизации технологического нарушения, сводится к нулю. Начинающим энергетикам и тем, кто заступает на новую должность, также легче погружаться в профессию: система сама знакомит новичка с территорией и оборудованием электростанции и упрощает изучение документации.

Кейс ТГК-1 наглядно показывает цифровую трансформацию в действии. Это больше, чем просто автоматизация отдельных бизнес-процессов. Цифровые сервисы качественно меняют подход к работе, сокращая финансовые и временные затраты и делая процесс выработки тепла и электричества эффективнее и надежнее. В результате выигрывают все: и производитель, и потребители.

Инфографика: ПАО «ТГК-1».