Бум электрокаров и первая СЭС Кубани – дайджест «Моей энергии»

В Краснодарском крае заработала первая солнечная станция. На Урале открыли институт водородной энергетики. Электромобили переживают бум производства в Китае. Главные новости отрасли за неделю — в дайджесте «Моей энергии».

Первая СЭС Кубани

Юг России продолжает прирастать солнечными станциями: на Кубани введена в эксплуатацию первая для региона СЭС. И третья электростанция в составе группы «ЛУКОЙЛ». Объект мощностью 2,35 МВт находится на территории Краснодарской ТЭЦ, незадействованной в производстве.

СЭС в Краснодаре обеспечит дополнительно 3 млн кВт/ч чистой электроэнергии в год, что позволит сократить выбросы парниковых газов до 1,5 тыс. тонн. Выработанная на станции энергия транспортируется в энергосистему Краснодарского края.

На Урале открыли институт водородной энергетики

Новые возможности для изучения водородной энергетики, которую многие считают направлением будущего, теперь получат уральские ученые. НИИ водородной энергетики создан на базе Уральского федерального университета имени первого президента России Б.Н. Ельцина. Как рассказали в пресс-службе вуза, институт станет платформой для реализации проекта «Материалы и технологии для водородной и ядерной энергетики». Соответствующее направление открылось и в магистратуре.

По словам ученых, водородная энергетика имеет огромный потенциал для развития мировой экономики. Дело в том, что благодаря своим свойствам, экологичности и неиссякаемому запасу водород — идеальная альтернатива традиционной энергетике. При сжигании этот газ дает тепло, которое в несколько раз превышает показатели метана, причем без ущерба для окружающей среды. Водородные топливные элементы можно использовать для обогрева, получения электричества (без сжигания), долговременного хранения энергии и как альтернативу бензину на транспорте.

Российские датчики отправятся на АЭС в Индии

Институт Гидропроект, входящий в группу «Русгидро», поставил струнные датчики для третьего и четвертого энергоблоков крупнейшей в Индии атомной электростанции «Куданкулам» мощностью 4000 МВт. Энергоблоки находятся в стадии строительства.

Датчики являются новейшей разработкой российских инженеров и производятся на собственной технической базе Гидропроекта. Аналогов таких устройств в России на данный момент нет.

Струнные датчики помогают контролировать напряженно-деформированное состояние сооружений, перемещения конструкций, температуру и другие важные для работы АЭС параметры. Атомной энергетикой их применение не ограничивается: устройства также могут использоваться для оценки состояния строительных конструкций на ГЭС и ГАЭС.

Реконструкция Автовской ТЭЦ: второй этап

На Автовской ТЭЦ в Петербурге стартовал второй этап масштабного проекта реконструкции. Вслед за седьмым турбоагрегатом на техническое перевооружение отправится турбоагрегат под номером 6.

Сейчас на источнике полным ходом идут демонтажные работы. Специалисты полностью разобрали и вывезли турбину со вспомогательным оборудованием. Демонтирован генератор, составные элементы цилиндров высокого, среднего и низкого давления, внутритурбинные трубопроводы, трубопроводы острого пара и питательной воды высокого давления. Демонтаж также прошли подогреватели высокого и низкого давления, конденсатор и сетевые подогреватели, сетевые насосы, маслонасосы.

«Вся программа реконструкции Автовской ТЭЦ рассчитана на срок до 2025 года и призвана повысить общую устойчивость энергосистемы и экологичность работы ТЭЦ, улучшить надежность тепло- и электроснабжения предприятий и жилых домов юго-запада Санкт-Петербурга. Это особенно важно с учетом того, что Автовская ТЭЦ обеспечивает теплом практически треть населения города», — подчеркнул заместитель управляющего директора по капитальному строительству ПАО «ТГК-1» Владимир Цветков.

Майнеры догоняют фермеров

В 20 раз больше энергии — столько стала тратить российская сфера добычи криптовалюты за последние пять лет. По данным Intelion Data Systems, оператора по продаже и обслуживанию вычислительного оборудования, в 2017 году на добычу главной криптовалюты в России майнеры израсходовали 64,05 МВт, а в 2021 году — 1 245,34 МВт.

Сегодня на долю крупных российских промышленных операторов майнинга приходится примерно 40-45% потребления от всего рынка производства криптовалюты в стране. Каждый год эта цифра стабильно растет на 5-7%.

В целом, по данным аналитикам, доля майнинга в российском энергопотреблении составляет от 0,64% до 2%. Примерно столько же электричества использует в год отрасль сельского хозяйства.

При этом средние затраты на минимальный набор для майнинга в России снижаются. В июне они составили 80,29 тыс. рублей, если верить исследованию аналитического ресурса «Чек Индекс». Это на 21% ниже, чем в феврале 2022 года, и на 0,12% ниже уровня 2021 года.

Любопытно, но в других странах майнинг все чаще «забирает» энергию от ВИЭ. Так, по данным портала GetBlock Magazine, все 100% майнинга в Норвегии обеспечивают именно ВИЭ, в основном за счет ГЭС. При этом около 10% энергии для майнинга в Норвергии вырабатывают ветропарки.

Для Арктики и не только

В Московском авиационном институте построили уникальный дирижабль, питающийся от солнечных батарей.

Аэромобильный аппарат «Экодисолар» работает на гибридной электрической силовой установке. В отличие от обычных дронов новый транспорт может экономить энергию для вертикальных перемещений. Корпус «солнечного» дирижабля выполнен из полусфер, которые состоят из прочных газонепроницаемых материалов. Они соединены композитным обручем с гелием и невоспламеняемым водородом внутри.
Еще одно отличие детища МАИ от других дирижаблей — гидроскопическая система стабилизации, которая позволяет устройству летать со скоростью до 130 км/ч, причем в разных погодных условиях. Команда проекта рассчитывает, что аппарат может использоваться для доставки грузов и поисковых и спасательных работ в труднодоступных регионах, в том числе в Арктике.
 

Электрокарам — зеленый свет

Электромобили установили очередной рекорд. На заводе Tesla в Шанхае произведено 1 млн таких машин — столько сошло с конвейера предприятия с момента его запуска в 2019 году.

Экспорт электрокаров фирмы Илона Маска в Шанхае за полгода составил около 100 тыс. единиц — это почти в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основные покупатели седана Model 3 китайской сборки — Дания, Швейцария, Швеция, Испания, Нидерланды и Норвегия. Кроме того, на заводе в Шанхае производится кроссовер Tesla Model Y.

Зеленый свет для электромобилей постепенно включают и в российских регионах, стимулируя спрос на авто будущего. Например, в Крыму владельцев электрокаров освободили от уплаты транспортного налога. Соответствующее решение принял Госсовет региона. Депутаты крымского парламента уверены, что такая мера подтолкнет автомобилистов к покупке «зеленого» транспорта.

В Германии создали «воздушного змея» для выработки электричества

Чудеса инженерной мысли продемонстрировала немецкая компания Kitekraft. Команда стартапа придумала летательный аппарат, который может добывать электричество из энергии воздуха — ветра для этого не потребуется.

Разработка похожа на конструкцию воздушного змея и представляет собой планер с 8 пропеллерами, который соединяется тросом с наземным электрогенератором. Принцип работы также напоминает «змея»: устройство поднимается в воздух с помощью бортовых пропеллеров, а затем при полном натяжении троса начинает выписывать в воздухе восьмерку. Трос из полиэтиленовых волокон передает тягу устройства на генератор наземной станции, который вырабатывает электричество. Аппаратом можно управлять дистанционно.