«Зеленой» дорожки: какими будут поезда будущего?

Пока автолюбители вовсю пересаживаются на электрокары и «солнцемобили», железная дорога тоже пытается встроиться в экологичную повестку. Дизель постепенно сходит с рельсов: на смену «грязному» топливу приходят новые технологии и возобновляемые источники энергии. В Британии уже запустили железную дорогу на солнечной энергии, а Германия активно осваивает водородные топливные элементы для пассажирских перевозок. «Моя энергия» собрала последние ноу-хау.

Поезда на водороде

Водородные поезда – уже не будущее, а настоящее. В сентябре 2022 года в Германии запустили первые в стране пассажирские поезда на водородных элементах. 14 пассажирских составов пришли на смену 15 дизельным поездам в федеральной земле Нижняя Саксония. Заправляться они будут на водородной заправочной станции для пассажирских поездов в Бремерверде, строительство которой началось в 2020 году.

По данным госкомпании LNVG, которая обслуживает этот железнодорожный участок, сейчас пассажиров перевозят пять водородных поездов. Остальные составы компания надеется запустить до конца года. Модель водородного поезда Coradia iLint с запасом хода на 100 км презентовали еще в 2016 году. Одной заправки хватает, чтобы курсировать по маршруту весь день.

Планы по апгрейду железнодорожного транспорта у компании амбициозные: перевозчик больше не собирается приобретать дизельные тепловозы. Напротив, весь парк из 126 дизель-поездов, которые используются на различных железных дорогах Нижней Саксонии, будут переведены на водород или аккумуляторы.

Озеленение железной дороги приносит ощутимый экономический эффект: переход на водород поможет сэкономить 1,6 млн литров дизеля и сократить выбросы углекислого газа на 4400 тонн в год. Правда, пока неизвестно, как новая технология скажется на стоимости билетов, учитывая, что путешествие поездом в Германии все еще остается самым дорогим удовольствием из всех доступных видов передвижения.

Водородные поезда активно развивают и во Франции. Национальная железнодорожная компания SNCF ранее объявила, что к 2030 году поезда с водородной тягой заменят всех дизельных «собратьев» на неэлектрифицированных участках сети.

«Солнечные» и «ветряные» рельсы

Одним из первопроходцев солнечного железнодорожного транспорта стала Австралия. В 2017 первый в мире поезд, работающий только на солнечной энергии, вышел на маршрут длиной в 3 км в Новом Южном Уэльсе. Для эксперимента взяли винтажный пассажирский состав 1949 года, в котором вместо одного дизельного двигателя установили аккумулятор объемом 77 кВт и электромотор. Поезд принимал солнечную энергию от гибких солнечных панелей на крыше вагонов, а дополнительная зарядка происходила на промежуточных стоянках.

Не меньше поводов для гордости и у железнодорожников Британии. Первой в мире «солнечной» железной дороге (а не поездам!) было суждено появиться — по иронии судьбы — в туманном Альбионе. С 2019 года экопоезда от компании Riding Sunbeams стали возить пассажиров в британском Хемпшире. Энергия на контактный рельс поступает не напрямую от солнца, а по кабелю от солнечной электростанции, которая находится на территории фермерского хозяйства по соседству. Чистую энергию производит сотня фотоэлектрических панелей.

«А как же ветер?» — спросите вы. Его тоже взяли в оборот: если когда-то ветер гнал только паруса, теперь его энергия двигает локомотивы. Поезда в Нидерландах полностью перешли на энергию от ВИЭ. Бизнес принял волевое решение в 2015 году, когда железнодорожные компании страны подписали договор с энергокомпанией Eneco, согласно которому 100% электротранспорта должно было перейти на возобновляемые источники энергии к 2018 году. Цель была выполнена досрочно.

Грузовые поезда тоже могут встать на «зеленые» рельсы, если обзаведутся гигантскими аккумуляторами. Ученые посчитали, что в 2023 году электричество от аккумуляторов сможет полностью вытеснить дизель, который используется для питания в бортовых генераторах. По расчетам авторов исследования, одного локомотива с мощностью электробатареи 14 мегаватт хватило бы для замены поезда, работающего на дизельном двигателе. Правда, такой аккумулятор занял бы целый вагон. Тем не менее, подобный локомотив смог бы преодолеть 240 километров на одной зарядке, потратив в два раза меньше энергии, чем «дизельный» предшественник. Но и это не предел: больше батарей — больше запас хода.