Телармониум, терменвокс и волны Мартено: история приручения электричества музыкантами

Электричество влияет практически на все сферы нашей жизни. Так, однажды оно в корне изменило... музыку. Да, сейчас игрой на синтезаторе или электрогитаре никого не удивишь, но так было не всегда. Приход в нашу жизнь электричества оказал существенное влияние на музыкальную индустрию. Подробнее об этом читайте в новом материале «Моей энергии».

Предпосылки к появлению электронной музыки

Прообразом первого электронного музыкального инструмента можно назвать музыкальный телеграф. Система его работы заключалась в том, что каждая нота обозначала сочетание букв, из этого несложно сделать вывод, что создавался он для шифровки информации. А это значит, что полноценным инструментом музыкальный телеграф не являлся.

Первым же настоящим электрическим музыкальным инструментом стал телармониум американского инженера Тадеуса Кахилла, созданный в 1901 году. На основе электрических генераторов и тональных колес устройство с помощью сложной клавиатуры воспроизводило разные ноты, а послушать трансляцию можно было по городскому телефону. Стоит сказать, что телармониум представлял собой аппарат высотой в два этажа и весом около 7 тонн!

Терменвокс или «голос Термена»

Терменвокс, созданный в 1919 году Львом Терменом, стал настоящим прорывом в области электронной музыки и чудом в сравнении с огромным агрегатом Кахилла. Звук в новом изобретении образовывался как результат биения двух радиочастотных генераторов, а управление им происходило в результате свободного перемещения рук вблизи двух металлических антенн. Изменение высоты звука достигалось путем приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука можно было поменять, приближая другую руку к левой антенне. Лев Темен даже лично демонстрировал свое изобретение Ленину, а для записи музыки к своим фильмам терменвокс использовал сам Хичкок. Позднее инженер-музыкант создаст еще несколько электронных инструментов, работающих по такому же принципу, но самой известной его работой останется все же терменвокс.

После терменвокса – приход к синтезаторам

Вдохновленные терменвоксом музыканты и изобретатели стали обращать больше внимания на электронную музыку, и вскоре появилось еще несколько разновидностей электроинструментов. В 1920-х годах преподаватель музыки из Парижа Морис Мартено конструирует электрофон, получивший название «волны Мартено» — одноголосый музыкальный аппарат с клавишами и нитью с кольцом, надеваемым на указательный палец.

В 1930-х годах немецкий инженер Фридрих Траутвайн сконструировал траутониум — своеобразный ящик, набитый лампами и проводами. Звук в нем появлялся за счет «лампового генератора»: возникающие в лампочке электрические колебания преобразовывались в музыкальное звучание.

А в 1958 году российский инженер-акустик Андрей Володин был удостоен Большой золотой медали на всемирной выставке в Брюсселе за музыкальный инструмент экводин. Он состоял из клавиатуры, переключателя тембров, ножной педали и коленных рычагов.

Примерно в это же время инженер Евгений Мурзин представил первый в мире многоголосый синтезатор, получивший название «АНС». Эта аббревиатура — дань уважения композитору Александру Николаевичу Скрябину. Принцип действия изобретения был основан на оптической записи звука, используемой в кинематографе. Тогда же и началась новая эра в области развития электронных музыкальных инструментов и подобной музыки.

В 1960-х американский изобретатель Роберт Муг представил миру синтезатор Муга и вскоре основал собственную фирму по их выпуску.

Эпоха синтезаторов навсегда изменила музыкальную индустрию, стали выпускаться новые и усовершенствованные устройства разных видов. Все ошибки прошлого были учтены, синтезаторы стали просты и удобны в использовании, а их звучание и выразительность с годами совершенствовались. Сейчас, в компьютерную эпоху, электронная музыка достигла таких высот, что ее практически невозможно отличить от «живой», а создавать ее может любой желающий.