Энергетика в плакате: история отрасли в самом массовом виде искусства

Мы уже рассказывали о том, как энергетика находит свое отражение в разных видах искусства. Художники эпохи соцреализма часто изображали энергообъекты на своих полотнах, ГЭС, ТЭЦ и АЭЦ появлялись на почтовых марках и в кино, а писатели воспевали «Великие стройки коммунизма» в стихах и прозаических текстах. В этом материале речь пойдет о еще одном важном аспекте отражения темы энергетики в культуре, если быть точнее — в массовой культуре, а если быть совсем точными — в плакате.

Плакат без преувеличения можно назвать одним из самых распространенных видов живописи прошлого века. Ведь практически ни одно важное событие в жизни общества (особенно советского) не обходилось без упоминания на агитационном плакате. Что уж говорить об энергетике, которая в 20 веке стала локомотивом экономики СССР. Тема энергетики, прокладки линий электропередач и строительства электростанций стала важной для агитационного плаката после 1920 года.

Первые плакатные публикации были призваны донести идею важности строительства электростанций до каждого гражданина страны, а неотъемлемой частью таких изображений была фигура Владимира Ленина на фоне генераторов и лозунг: «Коммунизм — это советская власть плюс электрификация». Электрификация позволяла сельскому хозяйству выйти на новый уровень механизации, поэтому важным мотивом в плакате были наглядные примеры использования электроэнергии в деревнях. Свою продукцию при помощи плакатов активно рекламировал Государственный электротехнический трест — ГЭТ, являвшийся основным производителем электрических машин, оборудования и приборов. Широкое распространение получили и работы, призывающие подписываться на журнал «Электричество», основанный еще в 1880 году, и на новый журнал «Электрификация».

 

С увеличением количества электростанций в конце 1920-х годов в стране приступили к изданию серии плакатов по технике безопасности, в наглядной и доступной форме разъясняющих правила работы с электрооборудованием. Крупнейшим событием тех лет, нашедшим отражение во множестве плакатов, стало строительство Днепровской ГЭС. А с началом Великой Отечественной войны упор в плакатной пропаганде был сделан на теме экономии электроэнергии. Интересно, что плакаты не прекращали печатать даже в блокадном Ленинграде.

Плакатную поддержку получил и пятилетний план восстановления народного хозяйства после войны. В первые послевоенные годы в эту область также входит тема сооружения гидроэлектростанций на Волге, а чуть позже — тема строительства многокилометровых линий электропередач, позволяющих транспортировать энергию, полученную на станциях Волжского гидроузла. В середине 1950-ых плакаты воспевали освоение Сибири и строительство там множества электростанций. С пуском в Обнинске в 1954 году первой промышленной электростанции на атомной энергии в эту область живописи приходит тема мирного атома и снова становится актуальной пропаганда техники безопасности и экономного использования энергии. Реализация заданий семилетнего плана 1959-1965 годов по полной электрификации сельского хозяйства в стране нашла свое отражение в плакатах уже последующего десятилетия.

В новое тысячелетие Россия вошла мощной энергетической державой, но вот актуальность агитационных плакатов сошла на нет. Хотя и сейчас многие художники вдохновляются советскими плакатами, используя их как референс в своих работах. Также в искусстве 21 века все чаще переосмысляется тема потребления и важности энергосбережения. Из этого можно сделать вывод, что дело советских художников-плакатистов живет, а жанр не теряет популярности.