Верхне-Туломская ГЭС

Верхне-Туломская ГЭС — самая мощная гидроэлектростанция в Северо-Западном регионе России. Обеспечивая передачу электроэнергии в Карелию, она при этом является резервной для всего северного энергетического района. Входит в состав Каскада Туломских и Серебрянских ГЭС.

История

Подземная Верхне-Туломская ГЭС строилась совместными усилиями российских и финских специалистов на реке Тулома. До сооружения ГЭС перепад высот на отрезке в 2,5 км реки составлял 28 метров. Когда же построили плотину с подземным машинным залом, перепад увеличился до 60 метров.

Все четыре агрегата ГЭС были приняты в постоянную эксплуатацию 27 октября 1965 года. Первоначально установленная мощность Верхне-Туломской ГЭС составила 228 МВт. Выяснилось, что ее турбины имеют значительный запас мощности. В результате модернизации генераторов и другого оборудования мощность станции выросла на 40 МВт без ввода новых агрегатов.

До 1975 года станция выполняла роль регулятора частоты в Кольской энергосистеме. После подключения к объединенной энергосистеме Северо-Запада роль Верхне-Туломской ГЭС изменилась — она стала регулировать переток электроэнергии в Карелию. Сегодня линии электропередач соединяют ГЭС с Мурманском, населенными пунктами и предприятиями Печенгского района.

Верхне-Туломская ГЭС уникальна и тем, что рядом с машинным залом располагается подземный рыбзавод по выращиванию радужной форели. Это предприятие аквакультуры, специализирующееся на разведении форели в условиях Крайнего Севера. Завод существует с 1992 года и использует чистейшее водохранилище, не имеющее промышленных выбросов. Строительство осуществляла финская фирма АО «Атри».

Завод расположен под землей на глубине 50 метров — на участках подземного транспортного тоннеля общей протяженностью 250 метров находятся инкубационный цех, включающий 28 бассейнов, где выращиваются мальки, и цех маточного стада. При достижении определенного веса мальки продаются рыбным хозяйствам, преимущественно в Мурманской области и Республике Карелия.

Отработанная технология смешивания теплой воды, подаваемой с ГЭС, и холодной воды из водохранилища позволяет создавать идеальные условия для разведения мальков.

Модернизация

В 2015 году проект по модернизации Верхне-Туломской ГЭС был определен в числе приоритетных инвестиционных проектов ПАО «ТГК-1». В 2013 году на электростанциях Каскада в промышленную эксплуатацию принята СОТИ АССО — система обмена технологической информации с автоматизированной системой Системного оператора.

Главными задачами модернизации стали замена устаревшего оборудования и повышение эксплуатационной надежности. Учитывая важность Верхне-Туломской ГЭС для энергосистемы Мурманской области, к модернизации предъявили самые высокие требования — новое оборудование должно отвечать современным стандартам надежности, безопасности и экологичности.   

В 2016 году был сделан ряд работ по дальнейшей модернизации станции:

  • Проведены реконструкция схемы переменного оперативного тока и установка бесперебойной инверторной системы Серебрянской ГЭС-2;
  • Внедрены системы вибро- и термоконтроля гидроагрегата №2 Серебрянской ГЭС-2;
  • Внедрены системы вибро- и термоконтроля гидроагрегата № 1 Верхне-Териберской ГЭС;
  • Заменена аккумуляторная батарея №1 и зарядно-выпрямительное устройство Верхне-Туломской ГЭС;
  • Заменены высоковольтные вводы высокого напряжения 150 кВ главного силового трансформатора Т-2 Нижне-Териберской ГЭС.

Проект подразумевает замену гидрогенерирующего (турбины, генераторы) и электротехнического оборудования (выключатели, разъединители, трансформаторы) с увеличением мощности каждого гидроагрегата на 8 МВт. 

Через год в 2017 году был выполнен капитальный ремонт гидроагрегата № 1 Серебрянской ГЭС-1:

  • с заменой системы возбуждения с реконструкцией РЗА; 
  • с заменой регулятора скорости; 
  • с модернизацией узла МНУ с заменой насосов, эл. двигателей и установкой плавного пуска, замена лекажного и дренажного насосов;
  • с заменой высоковольтных вводов высокого напряжения 150 кВ главного силового трансформатора Т-2 Серебрянской ГЭС-2.

 

2018–2020 годы: модернизация гидроагрегата №4

На Верхне-Туломской ГЭС ПАО «ТГК-1» был произведен демонтаж рабочего колеса. В 2018 году был демонтирован старый гидроагрегат. АО «ТЯЖМАШ» завершило изготовление камеры рабочего колеса, ротора и статора, подпятника, крестовин, облицовки конуса отсасывающей трубы, облицовки шахты турбины, систем защит и возбуждения. 

В 2019 году завершился демонтаж основного и вспомогательного оборудования. Новое рабочее колесо гидроагрегата №4 установлено на штатное место. Перенос оборудования диаметром 4,3 м и весом 46 тонн с монтажной площадки осуществлялся с помощью мостового крана. В мае были завершены работы по сборке направляющего аппарата гидроагрегата. Специалисты собрали ротор и провели испытания, статор гидрогенератора установили на штатное место.тНовое оборудование для Верхне-Туломской ГЭС ПАО «ТГК-1» прошло функциональные испытания.

В 2020 году завершилась модернизация гидроагрегата №4.

2020–2021 годы: модернизация гидроагрегата №1

В 2020 году на ГЭС доставили основное оборудование, в том числе новое рабочее колесо. Начались подготовительные работы, был выведен из работы для демонтажа и последующей модернизации гидроагрегат №1. За год был выполнен монтаж камеры рабочего колеса и бетонирование, а также проведены гидравлические испытания рабочего колеса.

В 2021 году для гидроагрегата установили новый ротор. После монтажа оборудования и пройденных испытаний модернизация гидроагрегата завершилась.

2021-2022 годы: модернизация гидроагрегата №3

В период с июля 2021 по ноябрь 2022 была успешно произведена модернизация гидроагрегата №3.

2022-2023 годы: модернизация гидроагрегата №2

В ноябре 2022 года был завершен демонтаж оборудования, происходила подготовка к монтажу нового гидроагрегата, доставлено новое рабочее колесо. В январе 2023 года были завершены работы по монтажу армокаркаса конуса отсасывающей трубы, шихтовка (сборка) пяти пакетов железа обода ротора гидроагрегата, продолжаются работы по сборке ротора, по монтажу конуса отсасывающей трубы. В марте стартовал монтаж гидроагрегата.