ruen

Особенности энергетической грамотности

Директор Фонда энергетического развития С. Пикин рассуждает о взаимоотношениях энергетиков и потребителей.

Отношения энергетиков и потребителей - это длинный захватывающий сериал. Обе стороны играют многолетнюю шахматную партию, отличие которой от традиционных шахмат не только в длительности, но и в том что можно на ходу изменять и дополнять правила. Почему же на доске пат?

Естественно, анализируя взаимодействия производителей и потребителей энергоресурсов, нужно учитывать тот факт, что мы имеем дело с классическими отношениями покупатель-продавец, в которых одна сторона пытается продать дороже, а другая - купить дешевле. Однако главная претензия потребителей вот уже многие годы заключается в том, что качество услуг не улучшается, в то время как их стоимость неуклонно растет. На сегодняшний день чаша терпения крупного бизнеса, который несет весьма серьезные убытки из-за отсутствия клиентоориентированности со стороны энергетиков, если не переполнена окончательно, то очень к этому близка. Критика со стороны крупных потребителей энергоресурсов относительно несоответствия стоимости услуг их качеству слышна все громче. Что же касается энергетиков, то на обоснованные претензии бизнеса ответить им очень непросто.

Главные причины высоких цен на услуги - конечно же, общая неэффективность отрасли и ее непрозрачность. Для многих потребителей вопрос, куда идут деньги, которые платятся энергетикам, остается без ответа. У потребителей возникает множество вопросов о том, почему те или иные виды инвестиционных затрат вносятся в бюджет и финансируются за счет тарифных статей. В июле вступили в силу отдельные положения постановления правительства №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии...». Если отойти от технических деталей, то компании, которым нужна мощность свыше 670 кВт, должны были поменять свое поведение: вести почасовой учет и внимательно относиться к потребляемым величинам мощности. Уже осенью стало понятно, что бизнес не готов к такой схеме.

Самым парадоксальным в истории с этим постановлением является то, что о внесении изменений в законодательство было известно еще в мае прошлого, 2012 года, когда постановление, собственно, и вышло. Таким образом, у потребителей было в запасе более года на то, чтобы подготовиться к грядущим переменам. Однако, к сожалению, в этом отношении российские потребители на редкость инертны. В очередной раз понадеявшись на авось, они махнули рукой: мол, и так сойдет! Работали же раньше без почасовых счетчиков? Вот и дальше поработаем! Кроме того, потребители не учли того, что изменения в электроэнергетическом законодательстве повлекли за собой существенное увеличение стоимости электрической энергии. Установка счетчиков воспринималась покупателями как очередная инвестиция - к тому же не самая необходимая. Однако вступление в силу новых правил внесло свои коррективы в безмятежное существование бизнеса.

Помните, несколько лет назад при приобретении новой SIM-карты за красивый номер нужно было доплачивать? В новых положениях постановления №442 говорится, что для потребителей, нуждающихся в мощности, превышающей 670 кВт и не перешедших на почасовой учет, расчет стоимости будет осуществляться как за красивый номер, то есть сумма платежа значительно вырастет. В реальной жизни предприятие может в одни периоды потреблять больше энергии, в другие - меньше. Компании, не установившие у себя приборы учета, оказались вынуждены платить за электроэнергию так, как если бы предприятия постоянно работали на полную мощность круглосуточно. Установка счетчиков решила бы эту проблему.

Однако, повторюсь, все названные изменения отнюдь не были неожиданными. Просто во многих случаях потребители элементарно не удосужились прочитать новый документ, ознакомиться с изменениями в правилах. Нужно было всего лишь одолеть несколько десятков страниц, понять их смысл и подготовиться к предстоящим изменениям. Те, кто не сделал этого вовремя, сейчас вынуждены платить, например, не миллион рублей, как они делали это раньше, а два миллиона. А ведь установка счетчиков стоила и продолжает стоить значительно дешевле, чем такие переплаты. Между тем на дворе уже начало декабря, а на рынке все еще присутствуют потребители, до сих пор не установившие счетчики. Неожиданно и для сбытовых компаний изменился рынок. Причем опять не в ту сторону, в которую должен был. Стоило ужесточить правила для более крупных покупателей, как послабления получили мелкие. Особенности нового расчета мощности таковы, что последние фактически полностью перестали оплачивать потребленную мощность. Вся нагрузка легла на относительно крупных покупателей (свыше 670 кВт).

Очевидно, что этот перекос будет исправлен, когда потребители поставят необходимые приборы учета. Но, на мой взгляд, ясно, что одними лишь счетчиками проблемы не решить.

Один из возможных выходов - это фиксация определенной планки потребленной мощности. Она позволит расчетным способом определять и закладывать в договор экономически более обоснованный тариф. Этот подход избавит большинство потребителей и сбыты от споров о том, сколько должен составить справедливый платеж.

Второй вариант решения проблемы - возможность для предприятий перехода из одной ценовой категории в другую. Снова использую аналогию из мира мобильной связи: время от времени клиент может использовать услугу «без абонентской платы», подключиться к безлимитному тарифу и т.д. Самое главное - это дать потребителю возможность выбирать для себя более выгодные условия в рамках действующих правил игры, с которыми, несомненно, необходимо знакомиться.

Источник: Газета РБК Daily, 03.12.2013