ruen

Анализ рисков финансовых потерь при оценке эффективности выполнения экологических работ

При внесении работы в инвестиционную программу мы сталкиваемся с необходимостью обоснования целесообразности проекта. Для всего экологического оборудования ТЭЦ (очистные установки и т.п.) эффективность реализации проектов можно обосновать методом «от обратного», т.е. уменьшением рисков или уходом от них. В настоящее время в ОАО «Территориальная генерирующая компания №1» нет принятых методик оценки финансово-экологических рисков. Риск - это вероятность возможной нежелательной потери чего-либо при плохом стечении обстоятельств. Основным риском являются возможные финансовые потери. В статье предложен вариант подхода к оценке риска от величины финансовых потерь при невыполнении мероприятий по строительству локальных очистных сооружений.

В основные задачи экологической службы входит информирование руководства об экологической ситуации на предприятиях, работа с природоохранными органами, а также оценка проектов природоохранного направления. Данная статья рассматривает оценку проектов природоохранного направления.

В настоящий момент основным документом, регулирующим правила водоотведения на предприятиях, является Закон РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении водоотведении» и Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Правила холодного водоснабжения и водоотведения».

В конце 2011 года принят Федеральный закон России «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ. Этот закон переложил ответственность за качество очистки сточных вод на абонента. В конце 2012 года не было выпущено ни одного нормативно-правового акта. В 2013 году в целях ввода в действие ряда статей было принято 8 постановлений Правительства.

Согласно правилам холодного водоснабжения и водоотведения утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Абоненты обязаны иметь и надлежащим образом эксплуатировать локальные очистные сооружения и обеспечивать предварительную очистку сточных вод. Абоненты, не имеющие локальных очистных сооружений, обязаны обеспечить их строительство (создание) в течение 2 лет после вступления в силу настоящих Правил.

12 декабря 2012 года Кировский районный суд обязал ОАО «Территориальная генерирующая компания №1» оборудовать локальными очистными сооружениями сброс в канализацию по ЦТЭЦ (ЭС-1, 2, 3), ТЭЦ-5, ТЭЦ-15.

Правилами установлен порядок определения размера и порядка компенсации расходов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

С января 2015 года абонентом самостоятельно или ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» производится расчет компенсационной платы и выставляется счет для оплаты за негативное воздействие на водные объекты через сети коммунальной канализации.

Таким образом, риск финансовых потерь для компании из-за нарушения природоохранного законодательства будет складываться из штрафа (КоАП РФ), платы за негативное воздействие на окружающую среду и платы за вред сетям канализации. Чем чаще наблюдается превышение нормативных концентраций по ингредиентам в сточных водах абонента, тем выше повышающие коэффициенты (5; 10; 25) при расчете компенсационной платы. Согласно п.119 ПП РФ 644 расчёт компенсации должен проводиться ежеквартально, до 10 числа текущего месяца.

Оценка перспективных потерь должна осуществляться на основании извещений ГУП «Водоканал», направляемых в адрес структурных подразделений компании.

Основными регуляторами размеров компенсационных выплат являются: Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»; Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»; Распоряжение комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга от 08.11.2012 № 148 «Об установлении нормативов водоотведения по составу сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга».

Согласно извещениям водоканала расчёт платы за сброс сточных вод в систему канализации компании ТГК-1 производится по следующей формуле (1):

где М - масса, сброшенного вещества, тонн;

Нп - ставка платы, руб./тонн;

Кэ - коэффициент экологической ситуации, для СПб и ЛО Кэ=1,51;

Ки - коэффициент индексации (2,33 на 2014 год);

Кп - повышающий коэффициент, принимаем по наихудшему сценарию равный 25.

Общая масса сброшенного вещества компанией ТГК-1 за 2014 год составила 3,92 тонн/год, ставка платы за сброс равна 27550 руб./тонн.

Таким образом, размер платы в 2014 году за сброс сточных вод в канализацию будет равен 9,5 млн. рублей в год.

Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной сети канализации определяется по формуле (2):

где П644 - размер платы за негативное воздействие на работу централизованной сети канализации, подлежащей уплате абонентом, без учета НДС (руб.). Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах исходя из максимального применения увеличения тарифа на водоотведение (1кв. - в пятикратном, 2кв. - в десятикратном, 3 и 4 кв. – в двадцати пятикратном);

Kк - коэффициент компенсации, составляющий при первичном нарушении 5, при повторном нарушении в течение года с момента совершения предыдущего нарушения - 10, при последующих нарушениях в течение года - 25;

Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость (руб./м3), Т=21,74 руб./ м3;

Q - объем сточных вод, отведенных абонентом за календарный месяц, в котором зафиксирован залповый сброс загрязняющих веществ или сброс веществ с нарушением требований, предусмотренных пунктом 113 настоящих Правил (м3). Среднемесячный объем сточных вод за 2014 год составил 16800 м3.

Исходя из этих данных, размер платы за негативное воздействие на работу централизованной сети канализации для компании ОАО «Территориальная генерирующая компания №1» равен 1825 млн. рублей в год.

Альтернативным вариантом решения проблемы станет строительство очистных сооружений для сточных вод. Применительно к Автовской ТЭЦ-15 (г. Санкт-Петербург, ул. Броневая, 6), стоимость и строительства и введения в эксплуатацию этих сооружений составит 84,97 млн. рублей, согласно расчётам специалистов ООО «Эко-Экспресс-Сервис». [8]

Чтобы понять, насколько эффективно и окупаемо будет данное мероприятие необходимо проанализировать риски платы за негативное воздействие на водоем через сети канализации и риск платы за превышение по качеству за негативное воздействие на сети канализации.

В 2014 году они составили 0,58 млн. рублей (Распоряжение Комитета энергетики и инженерному обеспечению №148) и 28,22 млн. рублей (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации») соответственно, следовательно, общая сумма платы за сброс загрязняющего вещества за 2014 год составила 28,8 млн. рублей.

В таком случае срок окупаемости рассмотренных мероприятий составит порядка 3-х лет благодаря не внесению платы за негативное воздействие на водоёмы и сети канализации, а так же удовлетворит требования Кировского районного суда. Кроме того, стоит отметить, что срок службы данных очистных сооружений составит 20 лет, следовательно, после третьего года эксплуатации компания ОАО «Территориальная генерирующая компания №1» будет получать чистый дисконтированный доход в виде сокращения расходов по рискам платы за негативное воздействие на водоем и рискам платы за негативное воздействие на сети канализации.

Наглядно экономический эффект от строительства локальных очистных сооружений можно проследить на графиках.

Так, сумма платы за негативное воздействие без строительства очистных сооружений на Автовской ТЭЦ-15 с учетом инфляции к 2021 году составит 211 млн.

При принятии решения о строительстве локальных очистных сооружений ориентировочный график затрат отражен на рис. 2: 2016-2018 годы – строительство, 2019-2021 – эксплуатация.

На графике отражены суммарные затраты на строительство и эксплуатацию очистных сооружений и плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Наибольшие затраты приходятся на 2018 год, год окончания строительства и ввода в эксплуатацию ОС, и составят около 120 млн. рублей.

График показывает соотношение затрат на плату за негативное воздействие до 2021 года при отказе от строительства очистных сооружений и расходы ОАО «Территориальная генерирующая компания №1» на строительство и эксплуатацию очистных сооружений до 2021 года. Как видно из графика, суммарные затраты для этих двух вариантов совпадают в 2019 году, после чего вариант со строительством ОС становится выгодным.

Таким образом, оценка эколого-экономической эффективности строительства локальных очистных сооружений Автовской ТЭЦ-15 (г. Санкт-Петербург, ул. Броневая, 6) может производиться методом прогноза возможного объема потерь предприятия при нарушении природоохранного законодательства. Предложенный подход может также применяться для обоснования экологических работ при оценке инвестиционных проектов, как в ОАО «Территориальная генерирующая компания №1», так и в других компаниях теплоэнергетической отрасли.

Автор: Гусев Иван Сергеевич