Первые энергетические акценты ПМЭФ-23 и корабль-батарейка — дайджест «Моей энергии»

Россия делает ставку в экспорте топлива на дружественные страны. Плавучий город в Японии запитают от солнечных панелей. В Швеции аэропорт полностью отказался от заправки самолетов «грязным» топливом. Доставлять чистую энергию от морских ВЭС на берег будет корабль-powerbank. Главные новости отрасли за неделю — в дайджесте «Моей энергии».

Павел Сорокин: «Россия будет поставлять энергоресурсы дружественным странам»

Несмотря на увеличение доли «зеленых» источников энергии, природный газ продолжит играть огромную роль в мировом энергобалансе. Такое мнение высказал первый замминистра энергетики РФ Павел Сорокин на марафоне «Горизонт 2040», который прошел в рамках XXVI Петербургского международного экономического форума.

«Газ является наиболее чистым из всех видов углеводородов и за счет СПГ становится таким же мобильным, как нефть. Уже сейчас на долю сжиженного природного газа приходится более 50% от мировой торговли», — отметил он, указав, что РФ должна
стать лидером рынка сжиженного газа и активно загружать им Северный морской путь.

По словам замглавы Минэнерго, разрушение прежних логистических цепочек не только запредельно повысило цену на энергоресурсы и увеличило сроки их доставки, но и создало новые устойчивые союзы энергопотребления в мире.

По его словам, цифры говорят сами за себя: к 2040 году население дружественных стран достигнет 4 млрд человек при среднем потреблении энергии на душу населения в 13,5 баррелей в нефтяном эквиваленте. При этом население западных государств при среднем потреблении почти в 28 баррелей нефтяного эквивалента на душу населения составит только 1,8 млрд человек.

ВЭС «под ключ»: Россия построит ветропарки в Мьянме

Безуглеродная ветровая генерация родом из России: Росатом, Министерство электрификации Мьянмы и Zeya & Associates подписали меморандум о начале предпроектных работ по строительству ветропарка в Мьянме. Документ был подписан в рамках XXVI Петербургского международного экономического форума.

Мощность объекта составит 200 МВт. ВЭС появится в поселках Кьяукпадаунге и Ньяунг-У в регионе Мандалай в центральной части страны. Российская корпорация сделает все «под ключ»: начиная от проектирования и заканчивая вводом в эксплуатацию. Кроме того, ветряки общей мощностью 172 МВт планируется возвести в мьянманском округе Магуэ, также в самом сердце Мьянмы.

Плавучий город в Японии запитают от солнечных батарей

Легендарный фильм «Водный мир», кажется, начинает сбываться. Нет, пока не так мрачно, но нехватка земли заставляет японских архитекторов и инженеров искать все новые способы решения проблемы. Одним из них может стать ... плавучий город. Японская компания N-Ark раскрыла планы по строительству острова с окружностью всего 4 км, на котором смогут одновременно жить около 10 000 жителей и 30 000 туристов.

Авторы амбициозного проекта N-Ark уверяют, что на нем смогут уместиться жилые дома, социальная инфраструктура и даже ракеты. Проект окрестили городом Догэн. По словам авторов идеи, его спроектируют так, чтобы он с легкостью преодолевал подъемы моря, связанные с изменением климата, а также мог устоять против цунами. Наконец, плавучий город должен быть полностью автономным в плане энергетики и не только. А именно — мог на 100% обеспечивать себя электроэнергией, едой и водой.

Чудо-город поделят на три зоны. В пределах первого кольца разместят жилую зону, подводный центр обработки данных, который будет охлаждаться океаном и иметь центры управления городом. Также внутри будет много зелени, спортивных площадок, школ, больниц, парков, стадионов, гостиниц и офисов.

По подсчетам, население искусственного острова будет потреблять примерно 2 млн литров воды в год и почти 7000 тонн продуктов питания. При этом главным источником энергии станут солнечные батареи — им предстоит вырабатывать ежегодно около 22 265 000 кВт электроэнергии, чтобы обеспечивать островитян всем необходимым. Готовность плавучего города ожидается к 2030 году.

Когда канцероген во благо: шведская авиакомпания первой в мире перешла на биотопливо из отработанного масла

Региональный авиаперевозчик Vastflyg из Швеции стал первой в мире авиакомпанией, которая отказалась от «грязного» авиатоплива и перешла на экологически чистое целиком. Теперь ни один рейс Vastflyg не обходится без .... экосмеси из отработанного растительного масла и животных жиров. Они и легли в основу биотоплива, которое производит финская Neste для полетов.

Откуда производитель чистого топлива берет в таком количестве отработанные животные и растительные жиры, пока не уточняется. Видимо, их поставляет общепит. Как бы то ни было, с модой на авиадизель теперь даже у небольших ресторанов есть шанс получить дополнительный доход за счет продажи условного масла из фритюрницы.

Интересно, что базовый аэропорт Швеции Тролльхеттан-Ванерсборг вслед за передовым авиаперевозчиком тоже решил отказаться от традиционного топлива. И с середины июня перестанет заправлять им судна перевозчиков.

Сейчас для выполнения коммерческих рейсов разрешено использовать 50%-ную смесь из экологичного авиатоплива и керосина. Как посчитали в Neste, переход аэропорта Тролльхеттана на смесь с альтернативными видами топлива позволит снизить выбросы диоксида углерода аж на 40%.

Поднять паруса: создан проект первого в мире корабля-батарейки для доставки на берег энергии от ветряков

Гигантский плавучий powerbank емкостью 241 МВт•ч — именно так выглядит новое энергетическое чудо от японского стартапа PowerX. Судно с системой из более 90 аккумуляторов на борту будет доставлять энергию от морских ветряных станций в береговые районы, где прокладка подводной инфраструктуры для передачи энергии невыгодна или невозможна в силу особенностей рельефа дна.

Ходить такой энергокорабль сможет на расстояние до 300 км, что весьма неплохо для судна с электромотором. Длина судна составит 140 метров, ширина — 18,6 метра а осадка — не более 6 метров.

Пока технология существует на бумаге. Стартап по производству аккумуляторов презентовал дизайн корабля на международной морской выставке Bariship. Планируется, что такой транспорт будет «разгружаться» на берегу, то есть либо отправлять энергию сразу в сеть, либо в накопители энергии через многоканальные кабельные системы.

У PowerX большие планы: команда утверждает, что в будущем такие суда можно строить значительно большей емкости. Тестовый образец будет готов к 2025 году, а первое плавание запланировано на 2026 год.

Пока эксперты не решаются говорить о том, что подобный вид транспортировки энергии станет очень востребованным. Однако энергокорабли могли бы пригодиться для доставки на берег энергии не только с ВЭС, но и с глубоководных турбин, которые в Япония собирается протестировать в ближайшие годы.