Не «Теслой» единой: какие отечественные электрокары существуют?

«Москвич Зе», «Атом» и калининградский «Янтарь» — сегодня в России разрабатывают и собирают сразу несколько автомобилей будущего. Корреспондент «Моей энергии» разбирался в тонкостях новой индустрии электроавтопрома, которая недавно начала зарождаться.

Производство электромобилей российской сборки стартовало в 2022 году на площадке бывшего завода компании Renault в Москве. Производству вернули историческое название «Москвич». Первые авто сошли с конвейера в конце года, а продажи кроссовера «Москвич 3е» родом со столичного завода начались в феврале 2023-го.

Не секрет, что авто собрано на базе китайской модели JAC, которая прибывает на завод в разобранном виде. При этом на «Москвиче» установлен более мощный литий-никель-кобальт-алюминий-оксидный (NCA) аккумулятор на 65,7 кВт/ч, чем на китайском «брате».

Главная характеристика электромобиля — запас хода, и пока детище легендарного российского завода не уступает аналогам. В заводской документации значатся амбициозные 410 км, но, по словам экспертов, это возможно скорее при идеальных условиях. Реальными для нашей погоды и дорог выглядят 350 км — столько авто сможет проехать на одном заряде.

В 2023 году «Москвич» планирует выпустить 50 тыс. автомобилей, из которых 10 тыс. будут с приставкой «электро», а в 2024 году их выпуск удвоится. При этом производство полностью российского электрокара запланировано на 2025 год. Авто будут сделаны полностью на отечественной платформе, то есть электродвигатель, батарея и редуктор тоже произведут в РФ.

На этом электрический автопром не заканчивается. Недавно общественности показали прототип, пожалуй, самого амбициозного автомобиля с электродвигателем в России — «Атом». Стартап родился в Набережных Челнах, внутри завода КамАЗ, а для его реализации еще в 2021 году была создана отдельная компания — АО «КАМА». Сейчас над созданием российского электрокара работает команда профессионалов из примерно 500 человек, многие из которых ранее трудились не только на мировых автогигантов, но и на ведущие отечественные технологические компании — Авито, Яндекс и Сбер.

Интересно, что для этого авто все разрабатывается с нуля: начиная от сердца машины — его двигателя с уникальной батареей и заканчивая «мозгами» — электроникой и ПО. На презентации отметили, что новый электрокар будет представлять из себя «цифровой» продукт с автопилотом, дополненной реальностью и своим магазином приложений. Кстати, аккумуляторы для нового авто разрабатывает компания «Рэнера» — дочернее предприятие «Росатома». В основе батарей, емкость которых составит около 70 киловатт-часов, находятся литий-ионные ячейки с высокой плотностью энергии. Производиться они будут на заводе в Калининграде, процесс уже запущен.

Правда, стоить «Атом» будет, судя по всему, в разы дороже, чем кроссовер на электротяге «Москвич», чья цена сопоставима сегодня с привезенными из Китая иномарками-аналогами и составляет около 3,5 млн рублей. Сейчас разработчики тестируют прототип, в планах — выпустить авто на рынок в 2025 году. Где именно его будут собирать, пока держится в секрете.

Вызов западному автопрому и детищу Илона Маска бросают и в Калининграде. В конце 2022 года завод «Автотор», который когда-то одним из первых в стране запустил сборку иномарок BMW и KIA, объявил о работе над собственной моделью электроситикара. В основе авто — несущий каркас из формованных деталей и профилей высокопрочного алюминия, на который монтируется кузов из поликарбоната и полипропилена. Предварительно модель окрестили «Янтарь».

Кстати, возможно, именно самому западному городу страны и предстоит стать локомотивом производства электрокаров. Еще в 2022 году Минпромторг, правительство региона, «Росатом» и «Автотором» подписали соглашение, частью которого стала локализация выпуска электромобилей в России.