Стихотворная форма энергии

Продолжаем рассматривать отражение энергетики в литературе. На этот раз мы расскажем о том, какое отражение развитие энерго-отрасли нашло в поэзии. Электрификация страны и последующее развитие энергетики вообще вдохновило многих советских авторов на написание романов, пьес и рассказов об этом. Но писали о достижениях государства также стихи и даже поэмы.

Культовым текстом в этой области, несомненно, стала поэма Евгения Евтушенко «Братская ГЭС». Она написана в середине шестидесятых годов прошлого века по свежим впечатлениям от стройки грандиозной гидроэлектростанции. Выпущена поэма в начале 1970-ых годов, и сразу понравилась как читателям, так и критикам. Даже те, кто не читал «Братскую ГЭС», наверняка, слышали фразу: «Поэт в России — больше, чем поэт». Так вот она из этого произведения, а точнее из предисловия, которое автор назвал «Молитвой к поэме». Основными темами «Братской ГЭС» стали значимость строительства этого объекта и мощь человеческого духа. Изначально Евтушенко хотел написать стихотворение, но масштаб проекта был настолько грандиозным, что автор решил «не мелочиться» и написал поэму, которая до сих пор считается вершиной его литературного творчества. В тексте автор воспроизводит диалог Братской гидроэлектростанции и Египетской пирамиды. Где первая, по мнению автора, является огромным достижением страны, построенное свободными людьми. А вторая — великое архитектурное сооружение, но построенное с помощью рабов. Несмотря на то, что многие тексты об энергетике носили пропагандистский характер, для Евтушенко было важно, чтобы его произведение так не воспринималось. Ведь поэма была написана во время оттепели. Поэтому в произведении грандиозная плотина олицетворяет собой символ свободного труда как один из первых и самых масштабных проектов построенных без использования заключенных. Евтушенко в своей поэме видит Братскую ГЭС памятником длительной борьбы человека за свободу.

Давным-давно на месте Братской ГЭС

я проплывал на утлой оморочке

с оскоминой от стражи и морошки,

но с верою в светильниках очес.

Когда во мрак все погрузил заход,

я размышлял в преддверии восхода

о скрытой силе нашего народа,

подобной скрытой силе этих вод.

Стоит отметить, что тема энергетики и электричества часто встречалась даже в детских стихотворениях. Такие известные авторы как Маршак, Остер, Успенский писали об электроэнергии и технике безопасности с электроприборами, гениально интегрируя эти темы в свои веселые и теперь уже всеми любимые произведения. Вот, например, отрывок из стихотворения Самуила Маршака:

Идут от дома провода

На запад, на восток.

По ним в колхозы, города

Бежит электроток.

Вот почему мы этот дом

Электростанцией зовем.

«Взрослых» стихотворений об энергетике было тоже достаточно. Одним из самых известных по праву считается «Электростанция ночью» Константина Ваншенкина. В нем поэт проводит параллели со знаменитым стихотворением Блока «Ночь, улица фонарь, аптека». Вот только если у поэта серебряного века произведение повествует о фатализме и неизменности бытия, то работа Ваншенкова, наоборот, про движение и изменение, которое несет в себе энергия. Погруженная в полумрак электростанция дарит миру свет, на ней все работает идеально и слаженно, а человек лишь контролирует эту работу.

Видно добрые эти огни,

Их спокойное в мире теченье,

Их летящее в небо свеченье.

Гидростанция только — в тени.

 

На флагштоке полощется флаг.

Гидростанция. Ночь. Полумрак.